![]() |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная Рефераты по рекламе Рефераты по физике Рефераты по философии Рефераты по финансам Рефераты по химии Рефераты по хозяйственному праву Рефераты по цифровым устройствам Рефераты по экологическому праву Рефераты по экономико-математическому моделированию Рефераты по экономической географии Рефераты по экономической теории Рефераты по этике Рефераты по юриспруденции Рефераты по языковедению Рефераты по юридическим наукам Рефераты по истории Рефераты по компьютерным наукам Рефераты по медицинским наукам Рефераты по финансовым наукам Рефераты по управленческим наукам психология педагогика Промышленность производство Биология и химия Языкознание филология Издательское дело и полиграфия Рефераты по краеведению и этнографии Рефераты по религии и мифологии Рефераты по медицине |
Курсовая работа: Газотурбинный двигатель для привода аппаратаКурсовая работа: Газотурбинный двигатель для привода аппаратаМІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ Національний аерокосмічний університет імені М.Є. Жуковського „ХАІ” кафедра 201 ГАЗОТУРБІННИЙ ДВИГУН ДЛЯ ПРИВОДА ГАЗОПЕРЕКАЧУВАЛЬНОГО АГРЕГАТУ Пояснювальна записка до курсового проекту з дісциплини: „Теорія та розрахунок лопастних машин” ХАІ 201.231.06В.090522.05002012 Виконавець: студент xxx групи ____________ _____________ Керівник: стар. викладач ____________ _____________ Нормоконтролер: доцент ____________ _____________ 2008 СОДЕРЖАНИЕ Введение Задание на курсовой проект 1. Термогазодинамический расчёт 1.1 Выбор и обоснование параметров 1.1.1 Температура газа перед турбиной 1.1.2 Степень повышения давления в компрессоре 1.1.3 КПД компрессора и турбины 1.1.4 Потери в элементах проточной части двигателя 1.2 Термогазодинамический расчет двигателя 1.3 Термогазодинамический расчет на ЭВМ 2 .Формирование облика ГТД 2.1 Подготовка исходных данных 2.2 Расчет на ЭВМ 2.3 Вывод 3. Газодинамический расчет компрессора 3.1 Подготовка исходных данных 3.2 Газодинамический расчет компрессора на ЭВМ 3.3 Газодинамический расчет 1-й ступени КВД на rср 3.4 Вывод 4. Профилирование рабочего колеса 1-й ступени КВД на 3-х радиусах 4.1 Метод профилирования 4.2 Вывод 5. Газодинамический расчет газовой турбины 5.1 Подготовка исходных данных 5.2 Газодинамический расчет газовой турбины на ЭВМ Вывод Перечень ссылок ВВЕДЕНИЕ Техническое развитие авиационных двигателей в значительной степени предопределяет завоевание авиацией качественно новых показателей и областей применения. Таковы, например, революционные преобразования в авиационной технике, связанные с внедрением газотурбинных и реактивных двигателей, появления самолетов вертикального взлета и посадки и т. п. В то же время уже в сложившихся классах авиационных систем логика развития летательных аппаратов, изменение объективных требований к ним оказывают значительное встречное влияние на двигатели, определяют направления их совершенствования. В наиболее четкой форме влияние действующих факторов проявляется в сфере пассажирской и транспортной авиации. Ведущая тенденция в транспортной авиации заключается в объективной потребности непрерывного и прогрессивного роста пассажирских перевозок. В ближайшее время ожидается также быстрое возрастание грузовых перевозок в авиации. Основная масса транспортных самолётов рассчитана на дозвуковую скорость полета. Полагают, что после 2010 – 2015 гг. заметная часть перевозок будет выполняться сверхзвуковыми пассажирскими самолётами. В целом роль авиации как вида транспорта непрерывно увеличивается. Можно выделить два главных управляющих фактора, которые воздействуют на формирование облика самолетов и двигателей: экономический и социально-психологический. Экономический фактор определяет стремление к снижению себестоимости перевозок, росту эффективности использования самолетов, уменьшению эксплуатационных затрат и т. п. Роль двигателей здесь весьма велика. По оценкам фирмы «Боинг», доля расходов на эксплуатацию широкофюзеляжных самолетов, прямо или косвенно связанная с двигателями, составляет 40-50%. Социально-психологический фактор объединяет такие требования, как сокращение времени передвижения, комфорт, гарантия безопасности полетов, минимальное воздействие на окружающую среду. Оба эти фактора выдвигают конкретные требования к самолетам и двигателям и определяют основные направления их развития. В частности, указанные факторы способствовали внедрению скоростных и экономичных ТРДД вместо ТРД и ТВД в дозвуковой авиации, определили тенденцию роста взлетной тяги, полного коэффициента полезного действия двигателей в полете и уменьшения их удельного веса, привели к разработке двигателей для СПС и самолетов вертикального или укороченного взлета, к созданию малошумных двигателей с низким уровнем вредных выделений, имеющих модульную конструкцию и широкую систему диагностики. Надежность, ресурс, срок службы двигателей существенно увеличились. В то же время стремление ограничить растущую стоимость разработки и производства новых двигателей проявилось в методологии их конструирования (быстрый рост окружных скоростей роторов, сокращение числа ступеней и деталей, использование базовых газогенераторов и т. п.). Все эти тенденции, видимо, сохраняться и в будущем. В связи с непрерывным ростом потребления углеводородных топлив и ограниченностью их природных запасов сильно возросло требование максимальной экономии топлива при воздушных перевозах. Это требование удовлетворяется различными путями – совершенствованием эксплуатации самолетов, использованием оптимальных высот и скоростей полета, разработкой новых самолетов, а также новых экономичных двигателей (двухконтурных или скоростных винто-вентиляторных). В перспективе ожидается освоение нового вида авиационного топлива – жидкого водорода. Водородные двигатели должны значительно отличатся низким расходом топлива, а также сниженным уровнем вредных выделений. Даже краткий обзор факторов, формирующих облик двигателей на современном этапе развития авиации, показывает, что для выбора рациональной схемы и параметров силовой установки необходим комплексный анализ ее как тепловой машины (эффективный КПД цикла), как движителя (полетный и полный КПД), как механической конструкции (облик газогенератора, геометрическое и кинематическое согласование компрессоров и турбин, ограниченная сложность, малая масса), как источника вредного воздействия на окружающую среду и др. Этот анализ должен учитывать конкретное назначение и условия применения двигателя в системе силовой установки самолета. Проведение подобного анализа в достаточном объеме невозможно без широкого использования ЭВМ, без разработки математических моделей двигателей и их элементов, без перехода в дальнейшем к методам оптимального автоматизированного проектирования на всех этапах разработки и создания двигателей. Анализировать свойства и характеристики двигателей (в особенности перспективных) целесообразно при реальных сочетаниях их различных параметров, соответствующих определенному уровню газодинамического и конструкторско-технологического совершенства элементов. Поэтому выбор параметров анализируемого двигателя должен быть ориентирован на определенное или предполагаемое время появление его в эксплуатации и должен производиться на основе прогнозных оценок развития главных показателей совершенства авиадвигателей во времени. ЗАДАНИЕ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ Разработать на базе газотурбинного двигателя ДН-80 газотурбинный двигатель для привода газоперекачивающего агрегата мощностью Nе=26,7 МВт. Рекомендуемые параметры: Тг*=1525К, pк*=20,8 Параметры прототипа: Тг*=1513К, pк*=20,5 Gв=88 кг/с, Nе=26,7 МВт nст=3700 об/мин. Рисунок 1.1
Кинематическая схема двигателя Выбору основных параметров двигателя предшествует определение расчетного режима, т.е, режима, при котором необходимо рассчитать двигатель. В зависимости от назначения двигателя выбираются параметры цикла ( Основными параметрами рабочего процесса двигателя, существенно влияющими
на его удельные параметры, являются температура газа перед турбиной При расчете зависимостей удельной мощности Скорость истечения из выходного устройства ГТД принимаем 1.1 Выбор и обоснование параметров 1.1.1 Температура газа пред турбиной Увеличение температуры газа перед турбиной Рисунок 1.2 Относительное количество воздуха необходимое для охлаждения турбины Рисунок 1.3 Влияние температуры газа и способа охлаждения свободную работу двигателя На рис. 1.3 показана зависимость свободной работы двигателя При использовании конструкционных материалов прототипа принимаем Тг*=1525К. 1.1.2 Степень повышения давления в компрессоре При Несмотря на благоприятное влияние повышения Выбор высоких значений С учетом вышесказанного принимаем pк*=20,8. 1.1.3 КПД компрессора и турбины КПД компрессора, определяемый по ГОСТ 23851-79 как отношение изоэнтропической работы по параметрам заторможенного потока к работе компрессора может быть представлен как, произведение где
Величина изоэнтропического КПД многоступенчатого компрессора по параметрам заторможенного потока зависит от степени повышения в компрессоре и КПД его ступени [9];
где На расчетном режиме среднее значение КПД ступеней в многоступенчатых
осевых компрессорах современных газотурбинных двигателей лежит в пределах Значения КПД неохлаждаемых газовых турбин по параметрам заторможенного
потока обычно лежат в пределах Большему количеству отбираемого воздуха на охлаждение лопаток турбины соответствует и больше снижение КПД турбины. Для предварительного учета влияния охлаждения на КПД турбины рекомендуется приближенное соотношение: где
1.1.4 Потери в элементах проточной части двигателя Входные устройства рассматриваемых двигателей являются криволинейными или
прямолинейными каналами. Коэффициент восстановления полного давления для таких
устройств составляет В современных ГТД в основном применяются кольцевые камеры сгорания различных типов: прямоточные и противоточные, с центробежными и вращающимися дисковыми форсунками а также с испарительными форсунками. Потери полного давления в камерах сгорания вызываются гидравлическим и
тепловым сопротивлением. Гидравлическое сопротивление определяется в основном
потерями в диффузоре, фронтовом устройстве при смешении струй при повороте
потока ( Суммарные потери полного давления в камерах сгорания подсчитываются по формуле Более точные значения Рисунок 1.5 Зависимость теплового сопротивления камеры сгорания от степени подогрева и приведенной скорости потока. Потери тепла в камерах сгорания, главным образом, связаны с неполным
сгоранием топлива и оценивается коэффициентом полноты сгорания При наличии переходного патрубка между турбинами компрессора коэффициент
восстановления полного давления выбирается в зависимости от формы канала.
Принимаем Выходное устройство ГТД, как правило, выполняется диффузорным.
Коэффициент восстановления полного давления принимаем 1.2 Термогазодинамический расчет двигателя Целью теплового расчета двигателя является определение основных удельных
параметров ( Таблица 1.1 - Исходные данные для теплового расчета
1.2.1 Вход в двигатель (сечение Н-Н). По таблице параметров стандартной
атмосферы для Н=0 находим ТН=288,15К и РН=101325 Па. Так как МН=0, то Т(МН)=1,
Р(МН)=1 и следовательно 1.2.2 Вход в компрессор (сечение В-В). Температура и давление воздуха на входе в компрессор равны: 1.2.3 Выход из компрессора (сечение К-К) 1.2.4 Выход из камеры сгорания (сечение Г-Г). При заданной температуре
газа Относительный расход топлива вычислим по формуле Ильичёва: 1.2.5 Выход из турбины компрессора (сечение ТК-ТК). Принимаем n=1, тогда 1.2.6 Выход из турбины (сечение Т-Т) Принимаем 1.2.7 Параметры двигателя. Удельная мощность и удельный расход топлива турбовального двигателя находим из соотношений: Таблица 1.2 – Результаты теплового расчета
Таблица 1.3 - Результаты теплового расчета
1.3 Термогазодинамический расчет на ЭВМ. Таблица1.4 - Исходные данные 2. ФОРМИРОВАНИЕ ОБЛИКА ГТД 2.1. Подготовка исходных данных Формирование облика (проточной части) ГТД и ГТУ является одним из наиболее важных начальных этапов проектирования ГТД и ГТУ, непосредственно следующим за выполнением теплового расчета и предшествующим газодинамическим расчетам элементов проточной части (каскадов компрессоров и турбин). При выполнении расчетов по формированию облика ГТД (ГТУ) определяются: форма проточной части, частоты вращения роторов и число ступеней каскадов лопаточных машин. Исходными данными для этих расчетов являются значения заторможенных параметров рабочего тела (воздуха и продуктов сгорания) в характерных (расчетных) сечениях проточной части, основные геометрические (диаметральные) соотношения каскадов лопаточных машин и принимаемые значения коэффициентов аэродинамической загрузки компрессорных и турбинных ступеней. В учебном проектировании обычно (для облегчения задачи) задается прототип проектируемого ГТД или ГТУ. В этом случае начальный выбор геометрических соотношений элементов проточной части и числа ступеней каскадов лопаточных машин заметно упрощается. Ne – мощность в кВт Lкнд/Lк – распределение общей работы повышения полного давления КПДкнд* - коэффициент полезного действия КНД Sнв – коэффициента восстановления полного давления в переходном канале между КНД и КВД kfко - целочисленный идентификатор формы проточной части ОК Zок - число ступеней ОК Dвто/Dко - относительный диаметр втулки D1цбк/Dкко - отношение наружного диаметра на входе в ЦБК к наружному диаметру на выходе из ОК D2/Dко - отношение наружного диаметра РК ЦБК к наружному диаметру ОК на входе D4/D2 - отношение диаметра ЦБК к наружному диаметру РК ЦБК kfтвд - целочисленный идентификатор формы проточной части ТВД Zтвд - число ступеней ТВД Dсртвд - средний диаметр ТВД на входе Dко - наружный диаметр КВД на входе q(lг) - расходная газодинамическая функция на входе в ТВД Сттвд - расходная скорость на выходе из ТВД, в м/с kfкнд - целочисленный идентификатор формы проточной части КНД, Zкнд - число ступеней КНД Dвткнд/Dк - относительный диаметр втулки на входе в РК 1-ой ступени КНД Св, Сккнд - расходная скорость на входе и на выходе из КНД, в м/с Uк - окружная скорость на наружном диаметре РК 1-ой ступени КНД, в м/с kfтнд - целочисленный идентификатор формы проточной части ТНД Zтнд - число ступеней ТНД Dсртнд - средний диаметр ТНД на входе Dк - наружный диаметр КНД на входе Сгтнд, Сттнд - расходная скорость на входе и на выходе из ТНД, в м/с Sтпвн - коэффициент восстановления полного давления в переходном канале от ТВД к ТНД kfтс - целочисленный идентификатор формы проточной части свободной турбины Zтс - число ступеней свободной турбины Dсртс/Dк - отношение среднего диаметра свободной турбины к наружному диаметру КНД на входе Mzтс - суммарное значение коэффициента загрузки свободной турбины Mzтс=Lтс*/(Uсртс**2) Сгтс, Ст - расходная скорость на входе и на выходе из свободной турбины, в м/с , Sтпнс - коэффициент восстановления полного давления в переходном канале от ТНД к свободной турбине Кохл=1.25 -охлаждаемая турбина, Кохл=1.-неохлаждаемая Результаты расчета сведены в табл. 2.1. Схема проточной части двигателя представлена на рисунке 2.1 2.2 Расчет на ЭВМ Таблица 2.1 Рисунок 2.1 Схема проточной части двигателя 2.3 Выводы По результатам согласования параметров компрессора и турбин получены
параметры в КНД: Схема двигателя с двухвальным газогенератором и свободной турбиной : zтвд=1, zтнд=1, zтс=4. Схему ГТД принимаем трёхвальную, аналогично прототипу- турбовальному двигателю ДН-80. Такая схема конструктивно сложна, но она позволяет оптимизировать работу компрессора на нерасчетных режимах. Двухвальный газогенератор позволяет уменьшить мощность пускового устройства, так как при запуске ПУ раскручивает только каскад высокого давления. 3 ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ КОМПРЕССОРА 3.1 Подготовка исходных данных Описываемая в этом разделе программа gdrok предназначена для газодинамического расчета многоступенчатого осевого компрессора на среднем радиусе. Исходные данные расчета заносятся в файл gdrok.dat, а результаты, получаемые с помощью исполняемого файла gdrok.exe - в файл gdrok.rez . Программа gdrok имеет и программу графического сопровождения gfk.exe, файл исходных данных которой gfk.dat формируется при работе файла gdrok.exe. Использование файла gfk.exe при выполнении расчетов обеспечивает возможность наглядного графического контроля как исходного распределения параметров по ступеням так и получаемых результатов расчета (формы проточной части компрессора, изменения параметров потока по ступеням и треугольников скоростей ступеней на среднегеометрическом радиусе). Исходными данными для газодинамического расчета многоступенчатого осевого компрессора на ЭВМ являются следующие .величины: GВ - расход рабочего тела (воздуха) через компрессор, кг/с; TB*,PB* - заторможенные температура и давление потока на входе в компрессор, К; Па; К, R - физические константы рабочего тела Πк* - общая степень повышения полного давления а компрессоре; Uк- окружная скорость на наружном диаметре рабочего колеса первой ступени компрессора, м/с; Ск - скорость потока на выходе из компрессора» м/с; zк - число ступеней компрессора;
KG1 - коэффициент а уравнении расхода, учитывающий загромождение проходного сечения канала пограничным слоем на стенках
В виде массивов значений для всех ступеней задают величины: Са- расходную скорость на входе в рабочее колесо ступени, м/с Нz - затраченный напор (работу) ступени, кДж/кг;
i - угол атаки на рабочие лопатки ступени на среднем радиусе, град. При расчете двухкаскадного компрессора дополнительно задают следующие величины
z1- число ступеней в первом 'каскаде компрессора;
Таблица 3.1 - Исходные данные
Продолжение таблицы 3.1
3.2 Газодинамический расчет компрессора на ЭВМ В современных газотурбинных двигателях для осуществления процесса сжатия используются в основном многоступенчатые осевые компрессоры. Это обусловлено их высокими коэффициентами полезного действия и возможностью изменения производительности напорности этих компрессоров в очень широких пределах за счет изменения числа ступеней и их диаметральных размеров. Компрессор проектируемого двигателя двухкаскадный. Состоит из компрессора низкого и высокого давления. Это сделано для повышения газодинамической устойчивости и для достижения максимальной эффективной загрузки всех его ступеней. Каскад низкого давления имеет Dк=const- наилучшие условия энергообмена и эксплуатационные преимущества. Компрессор высокого давления- Dвт=const- позволяет уменьшить габариты. Основной частью газодинамического расчета осевого компрессора является
окончательное получение геометрических размеров и количества ступеней, при
сохранении Газодинамический расчет осевого компрессора представляет собой последовательный расчет всех его ступеней на среднем радиусе, в предположении постоянства параметров потока и равенства параметров на среднем радиусе осреднённым по ступени. Изменение коэффициента затраченного напора Hz по ступеням принимаем таким, чтобы наиболее загруженные были средние ступени, а к входу и выходу из компрессора значение Hz уменьшалось. Учитывая допустимую нагрузку первых ступеней и принимая во внимание необходимость более сильной разгрузки последних ступеней из-за высокого значения dвтотн. Распределение остальных параметров выполнено в соответствии с рекомендациями, изложенными в [4]. Исходные данные и результаты расчета представлены в табл. 3.1 и табл. 3.2 соответственно. Схема проточной части компрессора рис. 3.1 Изменение параметров по ступеням рис.3.2 Треугольники скоростей для 18ти ступеней компрессора рисунок 3.3, - рисунок 3.7 Таблица 3.2
Продолжение таблицы 3.2
Продолжение таблицы 3.2
Рисунок 3.1 Схема проточной части компрессора
3.3 Газодинамический расчет 1-й ступени КВД на rср Исходные данные:
Параметры заторможенного потока воздуха на входе в РК Параметры заторможенного потока на выходе из первой ступени: Окружная скорость и коэффициент теоретического напора на среднем диаметре: Выбор кинематической степени реактивности: Скорость и направление потока на входе в РК: Площадь проходного сечения и геометрические размеры входа в РК: Действительные параметры потока на входе в РК, скорость и направление в относительном движении: Параметры потока воздуха на выходе из РК: Частота вращения ротора компрессора: 3.4 Вывод В результате расчета компрессора на ЭВМ были получены геометрические
параметры по ступеням, изменение Р, Р*, Т, Т* на среднем радиусе каждой ступени
КНД и КВД (Dн.1КНД=0.909м, Dвт1.КНД=0.3366м, Dн.1КВД=0.829м, Dвт1.КВД=0.6930м)
и степень повышения давления Так как угол На применяемых дозвуковых ступенях заложено 4 ПРОФИЛИРОВАНИЕ РАБОЧЕГО КОЛЕСА 1-Й СТУПЕНИ КВД НА ТРЁХ РАДИУСАХ Исходным для определения параметров потока по радиусу является расчёт ступени по радиусам. Для достижения высоких КПД ступени необходимо установить взаимосвязь кинематических параметров потока в элементе ступени, расположенных на различных радиусах, т.е. рассчитать поток в решетках по радиусу. Реальное течение воздуха в компрессоре является пространственным, периодически неустановившемся течением вязкого сжимаемого газа, математические исследование которого в строгой постановке задачи в настоящее время практически невозможно. Для получения инженерных результатов, реальное течение обычно рассматривается как установившееся, осисимметричное, при постоянстве гидравлических потерь. 4.1 Метод профилирования Закон постоянства степени реактивности и теоретического напора. Для получения более высоких окружных скоростей в ступени осевого
компрессора при обеспечении до звукового обтекания лопаток может быть применена
закрутка потока, обеспечивающая постоянство Из совместного решения уравнения для степени реактивности и теоретического напора: при постоянстве их по радиусу получают выражения для окружных составляющих скорости воздуха и за колесом: Уравнение для осевой скорости: В связи с малым различаем между В соответствии осевая скорость в ступени уменьшается к периферии и увеличивается к втулке лопатки. С ростом U, уменьшением Ca и увеличением Cu по радиусу уменьшаются
абсолютные и относительные скорости и углы потока в ступени с Расчет ступени приведен в таблицах. 4-4.7 Таблица 4 - Исходные данные
Таблица 4.1 - Расчет
Таблица 4.2 - Расчет некоторых параметров планов скоростей
Таблица 4.3 - Расчет параметров решетки на среднем радиусе.
Таблица 4.4 - Расчет параметров лопаток и профилей по радиусу
Построение средней линии профиля осуществляется на основе выбранной дуги в виде дуги окружности. Хорду разбивают на равное количество участков (10), которые совпадают с осью абсцисс. Ординаты средней линии вычисляются по приближённой зависимости: Таблица 4.5 - Результаты расчётов средней линии
Далее следует построение аэродинамического профиля решетки. В качестве
исходного аэродинамического профиля используется симметричный профиль Таблица 4.6 - Относительные координаты аэродинамического профиля
Для ординат рассчитанного профиля используется зависимость: Результаты пересчета координат исходного профиля в координаты рассчитанного профиля сводятся в таблицу: Таблица 4.7 - Координаты рассчитанного профиля
Используя полученные в результате расчетов данные строим аэродинамические решетки профилей, изображенные на рисунке 4.1. Рисунок 4.1 Аэродинамические решетки профилей 4.2 Вывод Рассчитанная и построенная решетка профилей первой ступени осевой части компрессора удовлетворяет требованиям и сможет обеспечить требуемые параметры. В результате профилирования рабочей лопатки первой ступени осевого компрессора были произведены расчеты параметров заторможенного потока на выходе из ступени, параметры заторможенного потока на входе в Р.К., окружной скорости на среднем радиусе и коэфициэнт теоретического напора, рассчитана скорость и направление потока на входе в РК, площадь проходного сечения и геометрические размеры входа РК, параметры воздушного потока на выходе из РК. Был также предварительный выбор удлинений, расчет густоты решеток профилей , расчет и уточнение числа лопаток в венце, хорд и удлинений лопаток , расчет углов изгиба профиля пера . расчет углов отставания потока в лопаточном венце на номинальном режиме расчет углов средней линии профиля, углов наклона кромок пера и угла установки профиля в решетке, расчет и выбор относительной толщины профиля. Исходными данными является газодинамический расчет осевой части компрессора. Полученные профили и планы скоростей решеток изображены на рисунках. 5 ГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ТУРБИНЫ 5.1 Подготовка исходных данных Осевые газовые турбины обладают высокой энергоёмкостью и экономичностью. Именно благодаря этому, а также сравнительной простоте и надёжности позволили газовым турбинам получить широкое распространение, а значит и газотурбинным двигателям в целом. Современное развитие теории и методик проектирования осевых газовых турбин достигло уровня и можно с большой надёжностью определить параметры турбины на расчетном режиме с учётом всех видов потерь механической энергии в её проточной части. Однако расчёт становится довольно сложным, а значит, увеличивается объём вычислений. Поэтому в учебном проектировании такой расчёт можно произвести только с помощью ЭВМ. Одним из основных средств повышения мощности ГТД является повышение температуры газа перед турбиной Тг*, но её повышение значительно понижает ресурс и надёжность турбины без применения специальных методов охлаждения лопаток и дисков турбин, а также новых более жаропрочных материалов. В данном курсовом проекте расчёт поводится при помощи программы, описание которой содержится в [5]. В программе использован алгоритм газодинамического расчёта на среднем диаметре. Часть исходных данных берётся из термогазодинамического расчёта двигателя и согласования параметров, поэтому проточная часть турбины уже известна. Современное состояние теории и практики проектирования осевых газовых турбин обеспечивает возможность надежного определения параметров турбины на расчетном режиме с достоверным учетом всех видов потерь механической энергии в ее проточной части. При этом газодинамический расчет турбины усложняется, что приводит к значительному увеличению объема вычислений. Gв - расход воздуха через двигатель, hm - механический КПД. Мощность по ступеням свободной турбины распределяем таким образом, чтобы суммарная мощность по ступеням свободной турбины равнялась эффективной мощности нашего двигателя. Таблица5.1 - Исходные данные
5.2 Газодинамический расчет турбины на ЭВМ Исходные данные приведены в табл. 5.1, а результаты в табл. 5.2 На рисунок 5.1 изображена схема проточной части турбины Треугольники скоростей представлены на рисунок 5.2 Таблица 5.2 Рисунок 5.1 - Схема проточной части турбины Рисунок 5.2 Треугольники скоростей Рисунок 5.2 Треугольники скоростей Рисунок 5.3 Изменение параметров по ступеням ВЫВОДЫ Спроектированный двигатель применяется для привода газоперекачивающего агрегата Nст=26700кВт, pк*=20,8, Тг*=1525 К В ходе проведения термогазодинамического расчета были получены следующие данные: В результате газодинамического расчета компрессора определены значения параметров потока в каждой ступени, выполнено согласование по КПД ступеней hкнд=0,862, hквд=0,8880, hк=0,8399. Распределены работы по ступеням. Значения работ каскдов: Lкнд=216000Дж/кг, Lквд=264000 Дж/кг. В результате расчета шестиступенчатой турбины получено распределение КПД
по ступеням следующим образом: Угол потока в абсолютном движении на выходе из РК последней ступени
свободной турбины лежит в требуемом диапазоне: 80< Для расчета и построения решетки профилей первой ступени КВД был выбран закон крутки «свободного вихря». Были получены геометрические параметры решетки профилей компрессора на трёх радиусах. ПЕРЕЧЕНЬ ССЫЛОК 1 Павленко Г.В., Герасименко В.П. «Выбор параметров и термогазодинамичесикй расчет ТВД, ТВВД и ТВаД»: Учебное пособие. – Харьков: ХАИ, 1984.- 60с. 2 Анютин. «Согласование параметров и турбин авиационных ГТД»: Учебное пособие. Х.: ХАИ. 3 Павленко Г.В. «Газодинамический расчет осевого компрессора на ЭВМ». Учебное пособие. Харьков: ХАИ, 1985.- 68с 4 Г.В.Павленко, В.А. Коваль. Газодинамический расчет авиационной турбины на ЭВМ: Учебное пособие.- Х.: ХАИ, 1985. 5 Инструкция по использованию программы ОСК. ХАИ каф.201. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|