Главная Рефераты по рекламе Рефераты по физике Рефераты по философии Рефераты по финансам Рефераты по химии Рефераты по хозяйственному праву Рефераты по цифровым устройствам Рефераты по экологическому праву Рефераты по экономико-математическому моделированию Рефераты по экономической географии Рефераты по экономической теории Рефераты по этике Рефераты по юриспруденции Рефераты по языковедению Рефераты по юридическим наукам Рефераты по истории Рефераты по компьютерным наукам Рефераты по медицинским наукам Рефераты по финансовым наукам Рефераты по управленческим наукам психология педагогика Промышленность производство Биология и химия Языкознание филология Издательское дело и полиграфия Рефераты по краеведению и этнографии Рефераты по религии и мифологии Рефераты по медицине |
Курсовая работа: Количественный и качественный анализ акцентуаций характера старших школьниковКурсовая работа: Количественный и качественный анализ акцентуаций характера старших школьниковМОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Количественный и качественный анализ акцентуаций характера старших школьников» Студент: Белоусов Александр Сергеевич 4-ий курс очное-заочное отделение специальность «Психология» Руководитель: к. психол. н., доц. Донцов Д.А. Москва 2007 Оглавление Введение. 3 Глава I. Akzentuierte Personlichkeiten – Теория акцентуированных личностей (акцентуаций характера) К. Леонгарда. 6 Глава II. Эмпирическое исследование. 18 Заключение. 32 Библиографический список. 36 Приложение № 1. Таблицы и диаграммы. 38 Приложение № 2. Leonhard questionnaire analyzer – описание программы. 44 Приложение № 3. Текст методики. 48 Приложение № 4. Описание акцентуаций характера по К.Леонгарду. 54 Общая характеристика работы. Настоящая работа посвящена исследованию акцентуаций характера у учащихся выпускных классов средних общеобразовательных массовых школ. Акцентуации характера старших школьников подвергнуты количественному и качественному анализу. Теоретической базой данного исследования служит не только понимание акцентуаций в концепции Карла Леонгарда, но и более широкий смысл данного понятия разработанный отечественными и зарубежными авторами. Актуальность исследования. Исследование акцентуаций характера, как пограничных состояний между психической нормой и психопатологией представляет собой чрезвычайный интерес, особенно в нашей стране, которая занимает лидирующие позиции в мире по психосоматическим и психоневрологическим заболеваниям, а также психическим расстройствам. Ранняя диагностика акцентуаций характера, возможно, позволит выявить факторы оказывающие деструктивное влияние на личность школьника и деформирующее его характер. Результаты, полученные в ходе данного исследования, могут способствовать разработке методологической базы направленной на гармонизацию личности учащихся, смягчение деструктивного влияния современной системы образования, а также улучшение качества данной системы. Объект исследования: старшие школьники. Учащиеся выпускных классов общеобразовательных школ г. Москвы.. Предмет исследования: акцентуации характера старших школьников г. Москвы. Цель исследования: дать количественную и качественную оценку акцентуаций характера учащихся выпускных классов средних общеобразовательных учебных заведений на примере 11-го класса школы № 1179 ЮАО г. Москвы. Гипотеза исследования. Мы предположили, что вследствие просчетов родителей в выборе стилей/методов воспитания, недостатков образовательной системы Российской федерации, а также из-за несовершенства общества в целом к моменту получения полного среднего образования у учащихся наличествует, как минимум, одна акцентуация характера. В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования, нами были поставлены следующие теоретические и практические задачи исследования: 1. Исследовать накопленные к настоящему моменту знания по данной тематике. 2. Подготовить и провести исследование акцентуаций характера выпускников школ. 3. Разработать программное обеспечение для ускорения анализа результатов исследования. 4. Произвести количественный и качественный анализ акцентуаций характера. 5. Определить преобладающие в данной выборке акцентуации характера. 6. На основании результатов эмпирического исследования составить психохарактерологический профиль среднестатистического ученика выпускного класса общеобразовательной школы г. Москвы. 7. Создать компьютерную программу, позволяющую ускорить процесс обработки собранных в результате исследования данных. Методы исследования: библиографический метод (произведен комплексный анализ научной специализированной психологической психиатрической и медицинской литературы). В исследовании также использованы психодиагностические методы: тестирование по опроснику К.Леонгарда. Применены методы системного и сравнительного анализа информации, а также интерпретационные методы. Глава I. Akzentuierte Personlichkeiten – Теория акцентуированных личностей (акцентуаций характера) К. ЛеонгардаСогласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе ещё не являются патологическими, однако могут при определённых условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. Демонстративные личности. Сущность демонстративного или, при более выраженной акцентуации, истерического типа заключается в аномальной способности к вытеснению. Человек может в определенный момент или даже на очень длительное время вытеснить из памяти знание о событиях, которые не могут не быть ему известны. По сути, каждый из нас обладает способностью поступать подобным образом с неприятными для себя фактами. Однако это вытесненное знание обычно остается у порога сознания, поэтому нельзя полностью игнорировать его. У истериков же эта способность заходит очень далеко: они могут совсем «забыть» о том, чего не желают знать, они способны лгать, вообще не осознавая, что лгут. Особенность демонстративных реакций заключается в том, что их начало связано с осознанным или хотя бы частично осознанным стремлением к чему-либо. Ни одно желание не может возникнуть абсолютно неосознанно; не может появиться неосознанно и уверенность, что есть способ приблизиться к осуществлению этого желания. Лишь после того как цель проведена через сознание, дальнейшее может протекать уже неосознанно. Истерик хочет того же, чего повседневно пытаются добиться, о чем хлопочут и некоторые неистерические личности: он ищет, например, выход из затруднительного положения, пробует разрешить досадный конфликт, отлынивает от трудоемкой работы, добивается материальных средств для осуществления своих планов, для наслаждения радостями жизни, и ему, как и всем, хотелось бы пользоваться авторитетом в своем окружении. Пресловутая «потребность в признании» как одна из мотивировок истерического реагирования часто переоценивается: ведь многие полагают, что именно в ней заключается наиболее характерная особенность истерического типа. Потребность в признании окружающих существует у множества людей, однако она подвержена значительным индивидуальным колебаниям. Не чужды этого и представители демонстративного типа. Не все истерики жаждут признания в большей степени, чем неакцентуированные личности. Быть может, первые отличаются от вторых не столько наличием данной потребности, сколько упорством, с которым они добиваются своего. Они и здесь вытесняют, он впадает в соблазн выдвинуться, почувствовать себя на первом плане. Личность демонстративная может получать удовлетворение от собственного бахвальства. Таким образом, истерик обладает, в общем, не большей потребностью в признании, чем большинство людей, но тем не менее создается именно такое впечатление, поскольку он более других самонадеян и кичлив. К словесному самовосхвалению присоединяется тщеславное поведение, стремление всячески привлечь к себе внимание присутствующих. Многие демонстративные личности отличаются упорным стремлением вызвать к себе внимание окружающих, хотя это тоже свойственно не всем истерикам. Это может быть связанно не с повышенной потребностью в признании, а с недостатком выдержки, с отсутствием торможения. То же следует сказать и о жалости к себе как проявлении демонстративной личности. Человек часто склонен считать, что по отношению к нему совершена несправедливость, что его незаслуженно постиг удар судьбы. Общество не может одобрить в подобных случаях такую субъективную позицию: насколько обоснованны жалобы пострадавшего, судить не ему самому, для этого требуется объективная оценка ситуации со стороны. Но и здесь «срабатывает» вытеснение, истерик разражается целыми тирадами о своей горемычной доле. У личностей демонстративного типа жалобы носят подчеркнутый, назойливый характер, так как у них вытеснено нормальное торможение. Следует упомянуть еще об одной характерной для истерика черте – о необдуманности его поступков. Как известно, истерики весьма озабочены впечатлением, которое они производят. Однако обдумать линию поведения заранее они не способны. Они хитры на выдумки, но эту хитрость легко разоблачить, так как, стремясь к цели, такие люди без разбора пользуются любыми средствами. Если у истерика и мелькает мысль о возможности разоблачения, то он тут же ее вытеснит, ведь будущее туманно, а демонстративный тип всегда живет моментом. Именно поэтому истерики часто больше теряют, чем выигрывают. Следует отметить, что необдуманность линии поведения является признаком выраженной истерической акцентуации личности. Педантические личности. У лиц педантического типа, в психической деятельности исключительно мало представлены механизмы вытеснения. Педантические личности «тянут» с решением даже тогда, когда стадия предварительного обдумывания окончательно завершена. Они хотят, прежде чем начать действовать, еще и еще раз убедиться, что лучшее решение найти невозможно, что более удачных вариантов не существует. Они не способны вытеснять сомнения, а это тормозит их действия. При отсутствии невроза педантичность наносит ущерб личности только тогда, когда она приобретает болезненный характер. Способность принять решение в этих случаях настолько резко нарушена, что человек не в состоянии нормально работать. Если педантичность выступает лишь как акцентуированная черта характера, то описанные выше отрицательные моменты не проявляются. Поведение педантической личности не выходит за пределы разумного, и в этих случаях часто сказываются преимущества, связанные с тенденцией к основательности, четкости, законченности. Любопытно следующее: на педантическую личность ответственное задание может оказать угнетающее действие, так как вызовет множество тревог и опасений, в то же время педантическая личность возьмется за работу без особых раздумий и выполнит ее четко. Если учесть, что педантичность, сверхаккуратность это одновременно и сверхдобросовестность, то сразу становится понятным положительное значение такой черты характера. В быту для лиц педантического типа также характерна добросовестность. Муж в таких случаях нередко, пасуя перед бытовыми трудностями, перекладывает ответственность на жену. Иногда из-за чрезмерного усердия такие лица, которых еще нельзя отнести к педантическим личностям ( они обнаруживают только черты педантичности), могут серьезно осложнить себе жизнь. Однако для общества они очень ценны. Педантическая скрупулезность, впрочем, выражается не только в высоких деловых качествах. Она чревата тем, что акцентуированная личность начинает усиленно печься о собственном здоровье. При умеренных проявлениях это положительное качество. Сверхаккуратный человек осторожен, не увлекается курением, не слишком много пьет. Однако при неблагоприятных обстоятельствах такая установка служит толчком к развитию ипохондрии. Застревающие личности. Основой застревающего, параноического, типа акцентуации личности является патологическая стойкость аффекта. У застревающей личности действие аффекта прекращается медлено, и стоит лишь вернуться мыслью к случившемуся, как немедленно оживают и сопровождавшие стресс эмоции. Аффект у такой личности держится очень долгое время, хотя никакие новые переживания его не активизируют. Патологическим последствием чреваты в первую очередь эгоистические аффекты, так как именно им присуща особая сила. Вот почему застревание аффекта наиболее ярко проявляется тогда, когда затронуты личные интересы акцентуированной личности. Аффект в этих случаях оказывается ответом на уязвленную гордость, на задетое самолюбие, а также на различные формы подавления, хотя объективно моральный ущерб может быть ничтожным. Оскорбление личных интересов, как правило никогда не забывается застревающими личностями, поэтому их часто характеризуют как злопамятных, или мстительных, людей. Кроме того, их называют чувствительными, болезненно обидчивыми, легко-уязвимыми людьми. Обиды в таких случаях в первую очередь касаются самолюбия, сферы задетой гордости, чести. Однако и ущерб, наносимый интересам другого плана, например жажде материальных благ, страсти приобретательству, также болезненно воспринимается людьми, которые отличаются чрезмерной стойкостью аффекта. Чувство возмущения общественной несправедливостью у личности застревающего типа наблюдается в более слабой степени, чем аффекты на уровне эгоистических побуждений. Черты застревания сказываются не только при нанесении ущерба акцентуированной личности, но и в случае ее успеха. Здесь мы часто наблюдаем проявления заносчивости, самонадеянности. Честолюбие – особенно характерная, яркая черта у лиц с чрезмерной стойкостью аффекта: честолюбие сопровождается самоуверенностью, а поощрений таким людям всегда бывает мало. Поскольку помехи эгоистическим целеустремлениям исходят от окружающих людей, то при высокой степени застревания, т.е. у личностей параноического типа, наблюдается такая характерная черта, как подозрительность. Человек болезненно чувствительный, постоянно страдающий от мнимого «плохого отношения» к себе, точно также теряет доверие к людям. Как и человек недоверие которого объективно обоснованно. Подозрительность застревающей личности носит всеохватывающий характер, поскольку болезненная подозрительность порождается не определенными внешними обстоятельствами, а коренится в психике самой личности. Поэтому о подозрительности как свойстве психики можно говорить только при наличии общей настроенности недоверия, распространяющейся на любые области и отношения. Вне области психиатрии такого рода развитие почти бредового порядка мы наблюдаем в первую очередь в связи с ревностью. В области эротики больше, чем во всех других, человек постоянно колеблется между надеждой и опасениями, в силу чего аффект все усиливается. Это усугубляется тем, что любовные проявления держат в тайне, так что судить о том, если измена или нет, бывает затруднительно. Возбудимые личности. Весьма существенны черты характера, вырабатывающиеся в связи с недостаточностью управляемости. Они выражаются в том, что решающими для образа жизни и поведения человека часто являются не благоразумие, не логическое взвешивание своих поступков, а влечения, инстинкты, неконтролируемые побуждения. То, что подсказывается разумом, не принимается во внимание. Реакции возбудимых личностей импульсивны. Если что-либо им не нравится, они не ищут возможности примириться, им чужда терпимость. Напротив, и в мимике, и в словах они дают волю раздраженности, открыто заявляют о своих требованиях или же со злостью удаляются. По мере возрастания гнева личности с повышенной возбудимостью от слов обычно переходят к «делам», то есть к рукоприкладству. Бывает, что рукоприкладство у возбудимых личностей опережает слова, так как такие люди вообще не очень склонны обмениваться мнениями, если не считать отборных ругательств. Ведь обмен мнениями равнозначен обмену мыслями, а уровень мышления таких людей довольно низок. Да они и не ощущают потребности в объяснении – ведь причина гнева и так ясна. И все же не скажешь, что поступки и действия этих импульсивных людей опрометчивы, скорее наоборот, их досада подспудно растет, постепенно усиливается и ищет выхода, разрядки. Уже одна их неповоротливость, тяжеловесность несовместима с быстротой реакции. Наблюдается скорее непомерное наращивание аффекта, чем его вспышка, поэтому внезапные взрывы гнева менее характерны для таких людей, гораздо типичнее его массированные проявления. Когда сердится возбудимая личность она сосредоточена на аффекте, и то, что этот человек расстроен, часто можно определить по одной лишь мимике. Вообще, моральные устои в жизни возбудимых личностей не играют сколько-нибудь заметной роли. При «благоприятных» обстоятельствах они нередко совершают нечестные поступки, например берут то, что «плохо лежит». У возбудимых личностей обоих полов в юности нередки импульсивные побеги из дому. Иногда этот способ избежать на некоторое время посещение школы, а что будет дальше – для них не имеет значения. У них также констатируется замедленность мыслительных процессов. Затруднено даже восприятие чужих мыслей, так что часто приходится прибегать к долгим и детальным объяснениям, для того чтобы быть правильно понятым ими. Более или менее четко проявляющиеся признаки возбудимой личности могут несколько сглаживаться наличием природного ума, однако не на столько, чтобы снять движущую силу инстинкта. Решение, которое импульсивными людьми принимается в нормальном состоянии, «здравом уме», следующий же приступ эмоционального возбуждения может свести на нет. Особенно заметно это у возбудимых детей. Можно прилагать любые усилия, взывать к благоразумию, неотступно вести намеченную тактику – и все же воспрепятствовать проявлению импульсивных реакций невозможно. И в одном из случаев акцентуации другого рода воспитательное воздействие не является столь труднодостижимым. Возможно, это происходит в силу того, что сама сфера инстинктов, которая порождает импульсы, остается недоступной для воспитательных мероприятий. Впрочем, по мере созревания личности наблюдается некоторое улучшение. При различных возбуждениях и «соблазнов» повседневной жизни у этих людей оказывается достаточно самоконтроля, чтобы удержаться от безрассудства. И лишь при необычных, острых аффективных напряжениях самоконтроль исчезает. Гипертимические личности. При гипертимическом темпераменте приподнятое настроение сочетается с жаждой деятельности, повышенной словоохотливостью и с тенденцией постоянно отклоняться от темы разговора, что иногда приводит к скачке мыслей. Гипертимическая акцентуация личности не всегда чревата отрицательными последствиями, она может благотворно влиять на весь уклад жизни человека. Гипертимические натуры всегда смотрят на жизнь оптимистически, без особого труда преодолевают грусть, вообще им нетрудно живется на свете. Благодаря усиленной жажде деятельности, они достигают производственных и творческих успехов. Жажда деятельности стимулирует у них инициативу, постоянно толкает на поиск нового. Отклонение от главной мысли порождает множество неожиданных ассоциаций, идей, что также благоприятствует активному творческому мышлению. В обществе гипертимические личности являются блестящими собеседниками, постоянно находятся в центре внимания, всех развлекают. Они способны говорить без конца, только бы их слушали. Такие люди не могут наскучить, с ними интересно, они пересыпают свою речь прибаутками, остротами и никогда долго не задерживаются на одной теме. Однако если данный темперамент выражен слишком ярко, положительный прогноз снимается. Безоблачная веселость, чрезмерная живость таят в себе опасность, ибо такие люди шутя проходят мимо событий, к которым следовало бы отнестись серьезно. У них постоянно наблюдаются нарушения этических норм, поскольку они в определенные моменты как бы утрачивают и чувство долга, и способность к раскаянию. Ярко выраженный гипоманик легкомысленно ставит на карту свой авторитет, нередко рискует потерять имущество, пускаясь в сомнительные предприятия. Чрезмерная жажда деятельности превращается в бесплодное разбрасывание, человек за многое берется и ничего не доводит до конца. Богатство идей в подобных случаях превращается в пустое прожектерство. Дистимические личности. Дистимический темперамент (при более резком проявлении субдепрессивны) представляет собой противоположность гипертимическому. Личности этого типа по натуре серьезны и обычно сосредоточены на мрачных, печальных сторонах жизни в гораздо большей степени, чем на радостных. Стимулирование жизнедеятельности при дистимическом темпераменте ослаблено, мысль работает замедленно. В обществе дистимические люди почти не участвуют в беседе, лишь изредка вставляют замечания после длительных пауз. Серьезная настроенность выдвигает на передний план тонкие, возвышенные чувства, несовместимые с человеческим эгоизмом. Серьезная настроенность ведет к формированию серьезной этической позиции. Показательно уже то, что в обоих случаях мы пользуемся определением «серьезный». Это указывает на внутреннюю близость между данными проявлениями. Именно в них мы и усматриваем положительную сторону дистимического темперамента. Пассивность в действиях и замедленное мышление, в тех случаях, когда они выходят за пределы нормы, относятся к отрицательным свойствам этого темперамента. Аффективно-лабильные личности (Циклотимический) Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности – это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух полюсов, иногда без всяких видимых внешних мотивов, а иногда в связи с теми или иными конкретными событиями. Любопытно, что радостные события вызывают у таких людей не только радостные эмоции, но также сопровождаются общей картиной гипертимии: жаждой деятельности, повышенной говорливостью, скачкой идей. Печальные события вызывают подавленность, а также замедленность реакций и мышления. Причиной смены полюсов не всегда являются внешние раздражители, иногда достаточно бывает неуловимого поворота в общем настроении. Если собирается веселое общество, то аффективно-лабильные личности могут оказаться в центре внимания, быть «заводилами», увеселять всех собравшихся. В серьезном, строгом окружении они могут оказаться самыми замкнутыми и молчаливыми. Аффективно-экзальтированные личности. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии. Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения – все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души. Другой полюс его реакций крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Страх у таких людей обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций. Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. Тревожные (боязливы) личности. В детском возрасте чувство страха нередко достигает крайней степени. Дети такого склада, обладающие тревожно-боязливым темпераментом, боятся. Например, засыпать в темноте или когда в помещении никого нет, заходить в неосвещенные комнаты и коридоры. Боятся собак. Трепещут перед грозой. Наконец, боятся других детей, поэтому те их часто преследуют и дразнят. Они не решаются защищаться от нападений, что как бы провоцирует других, более сильных и смелых, детей поиздеваться над своим боязливым товарищем, ударить его. Это «козлы отпущения», как их обычно называют, или «мишени», ибо они постоянно «вызывают огонь на себя». У взрослых картина несколько иная, страх не столь полно поглощает взрослого, как ребенка. Окружающие люди не представляются им угрожающими, как в детстве, а поэтому их тревожность не так бросается в глаза. Впрочем, неспособность отстоять свою позицию в споре остается. Достаточно противнику выступить поэнергичнее, как люди с тревожно-боязливым темпераментом стушевываются. Поэтому такие люди отличаются робостью, в которой чувствуется элемент покорности, униженности. Наряду с этим различают еще ананкастическую робость, спецификой которой является внутренняя неуверенность в себе. В первом случае человек постоянно настороже перед внешними раздражителями, во втором – источником робости служит собственное поведение человека, именно оно все время находится в центре его внимания. Эти два типа робости можно дифференцировать при простом наблюдении. В обоих случаях возможна сверхкомпенсация в виде самоуверенного или даже дерзкого поведения, однако неестественность его сразу бросается в глаза. Боязливая робость может иногда перейти в доверчивость, в которой сквозит просьба: «Будьте со мной дружелюбны». Временами к робости присоединяется пугливость, которая может иметь чисто рефлекторный характер, но может быть и проявлением страха. Чем ярче выражена пугливость, тем более вероятна сопровождающая ее повышенная возбудимость вегетативной нервной системы, усиливающая соматическую реакцию страха, которая через систему иннервации сердца может сделать страх еще более интенсивным. Эмотивные личности. Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций. Не грубые чувства волнуют этих людей, а те, что мы связываем с душой, гуманностью и отзывчивостью. С подобными реакциями мы уже встречались, описывая аффективно-экзальтированный темперамент, явно родственный эмотивному. Но эмотивные личности не впадают в такие крайности в области эмоций, как аффективно-экзальтированные, эмоции их развиваются с меньшей быстротой. Аффективно-экзальтированных личностей можно охарактеризовать словами «бурный, порывистый, возбужденный», эмотивных – «чувствительный, впечатлительный». Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие, больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных. Мягкосердечие, задушевность людей этого типа связаны с усиленным внешним проявлением их реакций. В беседе с эмотивными личностями сразу видно, как глубоко их захватывают чувства, о которых они говорят, поскольку все это отчетливо отражает мимика. Особенно характерна для них слезливость: они плачут, рассказывая о кинофильме с печальным концом, о грустной повести. Также легко у них появляются слезы радости, растроганности. Особая чувствительность натуры ведет к тому, что душевные потрясения оказывают на таких людей болезненно глубокое воздействие. Они легко поддаются и радости, причем радость также захватывает их глубже, чем других людей. Глава II. Эмпирическое исследованиеОписание эмпирической базы и психодиагностических методов исследования. Эмпирическая база исследования: Психодиагностическое исследование проводилось в декабре 2006-го года. В данном исследовании было опрошено 26 респондентов, учащихся 11-го А класса средней общеобразовательной школы № 1179 Южного административного округа города Москвы. Участие всех испытуемых в нашем исследовании было добровольным. Результаты шести человек, при обработке анкет испытуемых, полученных в ходе настоящего исследования, были исключены нами из общей выборки и не участвовали в дальнейшем анализе, так как данные респонденты неправильно истолковали инструкцию к тесту-опроснику, а, следовательно, достоверность полученных результатов весьма сомнительна и научной ценности не представляет. Таким образом в психологическом анализе приняло участие 20 респондентов. Психодиагностические методики исследования. Для выполнения поставленных задач мы использовали психодиагностическую тестовую методику определения акцентуаций характера К.Леонгарда[1]. Опросник типологии характера, разработан известным немецким психиатром, неврологом и психологом К.Леонгардом, на основе его концепции акцентуированных личностей[2]. Теоретические воззрения К.Леонгарда, созданная им типология характеров послужила фундаментом при разработке таких методик как опросник К.Шмишека и Патохарактерологический диагностический опросник А.Е.Личко. Характерологический опросник К.Леонгарда, предназначен для выявления акцентуаций, заострений характера. Данная психодиагностическая методика включает в себя 88 вопросов, сгруппированных в 10 шкал, соответствующих определенным, выделяемым К.Леонгардом, акцентуациям характера. Выявляются следующие типы акцентуированных личностей: 1. Гипертимные, 2. Возбудимые, 3. Эмотивные, 4. Педантичные, 5. Тревожные, 6. Циклотимные, 7. Демонстративные, 8. Неуравновешенные, 9. Дистимные, 10. Экзальтированные. Возможно, применение опросника как индивидуально, так и в группе. При групповом обследовании каждый опрошенный должен иметь перед собой текст опросника и лист для ответов, однако, допускается и зачтение вопросов психологом. Опросник используется как в целях психологической консультации, так и с целью профотбора и профориентации. Полный текст вышеописанной методики приведен в приложении № 1. Ход проведения эмпирического исследования и его результаты. Нами были подготовлены бланки для проведения психодиагностического тестирования респондентов с целью выявления акцентуированных личностей в общей выборке и получения общей характерологической «картины» группы. Исследование проводилось нами 21 декабря 2006-го года. Начало исследования – 8 часов 45 минут. Исследование было проведено в средней общеобразовательной школе № 1179 Южного административного округа г. Москвы. В ходе исследования нами было опрошено и протестировано 26 человек – 11А класс указанной выше школы. Проведение психодиагностического исследования в сумме заняло 45 минут, включая инструкцию, и было завершено в 9 часов 30 минут. Результаты эмпирического исследования. Для анализа полученных в ходе эмпирического исследования данных нами были использованы следующие программные средства: А. «Анализатор опросника Леонгарда» - специально разработанное и реализованное нами приложение, позволяющее ускорить обработку тестовых бланков респондентов. (Подробнее описано в Приложении № 2). Б. Microsoft «Exel» 2003 – электронные таблицы из пакета Microsoft Office. В. SPSS версия 12,5 – пакет программных средств для обработки данных и визуализации результатов их анализа. После получения «сырого» психодиагностического материала мы присвоили каждому испытуемому индивидуальный номер и занесли все результаты в Таблицу № 1, приведенную ниже. Таблица № 1. Результаты тестирования общей выборки опрошенных.
В Таблице № 1 приведены результаты анализа ответов респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение выборки по каждой шкале (акцентуации). В ходе проведенного исследования, после обработки полученных на первом этапе психодиагностических данных и занесения их в таблицу (см. Таблицу № 1), нами были выявлены следующие результаты: Нами был произведен количественный анализ совокупных результатов в общей выборке респондентов. Мы выделили следующие параметры: 1. Количество шкал с нулевым показателем (0 баллов). 2. Количество шкал с показателем 24 из 24 (24 балла – максимальное значение по каждой из шкал характерологического опросника К.Леонгарда, использованного нами для проведения данного исследования). 3. Количество шкал без акцентуаций (данный параметр характеризуется количеством таких шкал, результаты которых, в соответствии с инструкцией по анализу опросника К.Леонгарда, не выявили акцентуации характера у респондента). 4. Количество средневыраженных акцентуаций (количество шкал, показатели которых выявили наличие акцентуации характера средней степени выраженности). 5. Количество ярковыраженных акцентуаций (количество шкал, результаты которых указывают на наличие у респондента ярковыраженной акцентуации характера). Полученную на данном этапе анализа информацию мы занесли в Таблицу № 2. В Т0аблице № 2 мы отразили результаты, так называемого, горизонтального анализа совокупных результатов по шкалам акцентуаций (по опроснику К.Леонгарда) для каждого респондента общей выборки. Таблица № 2. Совокупные результаты шкал акцентуаций в общей выборке респондентов..
В Таблице № 2 содержаться данные анализа характерологического опросника К.Леонгарда. Представленные параметры выраженности степени акцентуаций характера респондентов классифицированы в соответствии с ключом расшифровки результатов опросника К.Леонгарда. В Таблицу №2 введены параметры 24 из 24, то есть максимально возможный показатель по каждой из шкал опросника и показатель 0, то есть минимальное значение результатов по каждой из шкал опросника. Также в Таблице 2 приведена информация об общем количестве подтвержденных ключом теста акцентуаций характера для каждого испытуемого и средние значения каждого из параметров для общей выборки респондента. Вышеуказанные параметры отражены на Диаграмме № 1. Для построения графика Диаграммы № 1 использованы средние значения совокупных параметральных показателей шкал в общей выборке тестируемых (см. Таблицу № 2). Как видно на графике Диаграммы № 1, количество ярковыраженных акцентуаций явно превалирует над количеством средневыраженных акцентуаций. Их суммарное количество по отношению к количеству шкал без акцентуаций мы отображаем в Диаграмме № 2: Соотношения по вышеуказанным параметрам, отраженное на Диаграмме № 2, составляет 8,55 к 1,45. Таким образом, выходит, что количество шкал, подтверждающих наличие акцентуаций характера у среднестатистического тестируемого в 5,897 раз выше, нежели количество шкал опровергающих наличие акцентуаций. Далее, мы проанализировали количественные соотношения шкал акцентуаций в их качественном аспекте, то есть, в качестве параметра для анализа выступило не количественное соотношение результатов шкал акцентуаций, сгруппированных по тому или иному признаку, а непосредственно результаты (показатели) самих этих шкал акцентуаций. На данном этапе обработки данных мы проанализировали соотношение средних значений числовых показателей каждой шкалы акцентуаций в общей выборке респондентов. Данное соотношение отображено в Диаграмме № 3. Как видно на графике Диаграммы № 3, преобладающей над всеми акцентуацией в нашей выборке является гипертимность. По данной шкале ни один тестируемый не показал значений лежащих в пределах интервала «без акцентуаций». Однако, в интервал средневыраженных акцентуаций также вошло мало значений. Для иллюстрации этих данных, а также соотношений количественных интервалов внутри каждой шкалы обратимся к построенной нами Диаграмме № 4
Диаграмма № 4 построена на основе таблицы вертикального, интрошкалированного анализа показателей каждой шкалы по параметрам выраженности (см. параметры выраженности акцентуаций в Таблице № 2). Значения результатов вышеупомянутого анализа представлены в Таблице № 3, приведенной ниже. Таблица № 3. Интрошкальные (внутри каждой шкалы) совокупные значения результатов тестирования общей выборки респондентов по параметрам степени (уровня) выраженности акцентуаций.
Диаграмма 4 также показывает крайне низкие показатели заострений характера тестируемых по шкале «тревожность». Показатели по шкале «дистимность» также невысоки, однако, они компенсируются наличием результатов, попадающих в интервал средневыраженных акцентуаций. В целом же, данный график (Диаграмма № 4) представляет собой психологический профиль среднестатистического школьника выпускного класса, обучающегося в 11 классе общеобразовательной школы. Также мы предположили, что у мужской и женской подгрупп общей выборки респондентов могут быть различные показатели по шкалам акцентуаций. Для проверки данного предположения мы условно разделили общую выборку респондентов. (см. Таблицу № 1) на мужскую и женскую подгруппы общей выборки, соответственно, дифференцировав таблицу общей выборки тестируемых по половому признаку. Таким образом, данная информация приняла следующий вид ( см. Таблица № 4 и Таблица № 5). Таблица № 4. Результаты тестирования женской подгруппы общей выборки респондентов.
В Таблице № 4 приведены результаты анализа анкет респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда женской подгруппы общей выборки тестируемых. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение данной подгруппы общей выборки по каждой шкале. Таблица № 5. Результаты тестирования мужской подгруппы общей выборки респондентов.
В Таблице № 5 приведены результаты анализа ответов респондентов по характерологическому опроснику К.Леонгарда мужской подгруппы общей выборки респондентов. Значения распределены по шкалам, так же представлено среднее значение данной подгруппы общей выборки по каждой шкале. На основании средних результатов мужской и женской подгрупп общей выборки по каждой из шкал акцентуаций мы построили следующую Диаграмму № 5.
Порядковые номера шкал акцентуаций на Диаграмме № 5 соответствуют ключу шкал Диаграммы № 4. Значения шкал представлены в виде среднего значения обеих подгрупп общей выборки по каждой шкале. Несмотря на то, что показатели шкал у разных подгрупп общей выборки респондентов расходятся, причем, местами весьма значительно, какой-либо четкой закономерности мы не выявили. Однако, следует отметить, что по нашему мнению, все же возможно найти определенные закономерности между результатами мужской и женской подгруппами общей выборки, однако, для этого необходимо провести более масштабное исследование с большим количеством испытуемых и с примерно равным соотношением мужчин и женщин в общей выборке испытуемых. Вернувшись к анализу результатов по шкалам, мы подвергли таблицу результатов тестирования (Таблица 1) анализу на предмет выявления шкал с показателями 0 и 24 из 24. Однако, в данном случае анализ проводился в вертикальной плоскости (вертикальный анализ таблицы), с подсчетом количества максимальных и минимальных показателей для каждой шкалы, в отличие от описанных выше результатов горизонтального анализа показателей для каждого опрошенного. Данный анализ не выявил каких-либо закономерностей, но показал, что чаще всего в нашей выборке респондентов (3 случая из 20) максимальный результат встречается в результатах по шкале «циклотимность». Таким образом, из проведенного нами эмпирического психодиагностического исследования можно сделать следующие основные выводы: 1. На современном этапе развития системы образования и других социальных институтов Российской федерации, влияние этой системы на психику школьников приводит к тому, что среднестатистический учащийся выпускного класса общеобразовательной школы имеет 46% ярковыраженных акцентуаций характера, 39,5% средневыраженных акцентуаций и лишь 14,5% тестовых шкал характерологического опросника К.Леонгарда не выявило наличия акцентуаций характера. Таким образом, выходит, что отечественный выпускник, к моменту вступления во взрослую жизнь, акцентуирован на 85,5%. При этом 3,5% показателей по шкалам имеют максимальное значение. Мы считаем, что данная проблематика очень важна, так как вышеизложенные показатели могут отражать не только дефекты в структуре российской системы образования, но и иные общественные факторы, такие как уровень культуры воспитания в семье, психологический климат в классе, семье и дошкольных учебных заведениях. Следовательно, проблема акцентуированности подростков является общенациональной и должна разрабатываться соответствующим образом. 2. Основной доминирующей акцентуацией характера у выпускников школы является гипертимность. Данная акцентуация характера выявлена у 100% опрошенных общей выборки испытуемых, при этом 95% респондентов имею данную акцентуацию в ярковыраженной форме и 5% в средневыраженной. Также 5% испытуемых имеют максимальный показатель по данной шкале. Выборка респондентов в целом показала очень низкие результаты по шкале тревожности: 23% яркая степень выраженности, 32% средняя степень (в большинстве своем ближе к нижней границе интервала) и у 50% испытуемых исследование вовсе не выявило такой акцентуации, как тревожность. 3. Несмотря на то, что шкала циклотимности находится во второй по интенсивности выраженности группе шкал, по данной шкале нам встретилось наибольшее количество максимальных результатов (24 из 24), такие результаты были отмечены у 15% опрошенных нами выпускников. В настоящее время в Российской федерации очень малое количество людей уделяют должное внимание своему психологическому здоровью. Данная тенденция также наблюдается и у родителей по отношению к собственным детям. Психологическая неграмотность родителей и педагогов приводит к неправильному выбору стилей и методов воспитания детей. Следствием данного фактора являются стрессы, депривации и прочие психологические травмы у детей. Во множестве случаев четко не осознаваемые эти травмы накапливаются и, не находя выхода с возрастом приводят к деформации личности ребенка. По результатам нашего эмпирического исследования можно судить, что каждый выпускник общеобразовательной школы имеет минимум одну, ярковыраженную акцентуацию характера, что полностью подтверждает гипотезу, выдвинутую нами в начале настоящей работы. Преобладающей акцентуацией характера у 100 % наших респондентов является гипертимность. Данная акцентуация характера выявлена у 100% опрошенных общей выборки испытуемых, при этом 95% респондентов имею данную акцентуацию в ярковыраженной форме и 5% в средневыраженной. Также 5% испытуемых имеют максимальный показатель по данной шкале. Это очень тревожный результат, так как он характеризует общую направленность личности среднего школьника-выпускника. Такие индивиды не разборчивы в контактах, их интересы неустойчивы и весьма поверхностны, они не могут долго заниматься одним делом и достигать намеченных целей, постоянно переходя от одного вида деятельности к другой. Часто попадают в «плохие» компании, склонны к различного рода девиациям и аддиктивным формам поведения, такими как наркомания, алкоголизм, табакокурение и так далее. Эти подростки легко внушаемы и часто попадают под влияние различного рода религиозных и оккультных сект, а также организаций экстремистского и анархического толка. Данные тенденции развития современной молодежи чреваты весьма неблагоприятными последствиями в ближайшем будущем и требуют тщательно продуманного системного вмешательства на самом высоком уровне. Выборка респондентов в целом показала очень низкие результаты по шкале тревожности: 23% яркая степень выраженности, 32% средняя степень (в большинстве своем ближе к нижней границе интервала) и у 50% испытуемых исследование вовсе не выявило такой акцентуации, как тревожность. На данный момент мы не можем доподлинно точно установить причину подобного рода показателей по данной шкале, однако мы предполагаем, что данный феномен вызван возрастными особенностями испытуемых (средний возраст респондентов составляет 16,2 года). Опять таки общественно неблагоприятный результат: подростки с низким уровнем тревожности расторможены, плохо поддаются контролю, в сочетании с повышенной гипертимностью низкий результат по шкале тревожности с большой долей вероятности может создать делинквентную личность, не думающую о последствиях своих действий и не страшащуюся наказания. Эти так называемые «борзые» подростки составляют основной контингент детских исправительных учреждений, спецприемников, и трудовых интернатов закрытого типа. Несмотря на то, что шкала циклотимности находится во второй по интенсивности выраженности группе шкал, по данной шкале нам встретилось наибольшее количество максимальных результатов (24 из 24), такие результаты были отмечены у 15% опрошенных нами выпускников.. У 60% испытуемых выявлена ярковыраженная циклотимическая акцентуация. Этот факт мы связываем с повышенными физическими и психологическими нагрузками, которые испытывают на себе школьники во время обучения в российской системе образования. Большое количество лиц с циклотимической акцентуаций среди выпускников школ – очень тревожный фактор для общества в целом, так как данная акцентуация дают благотворную почву для развития маниакально депрессивного психоза, а в максимальной степени выраженности составляет пограничное психопатологическое состояние с этим психозом. Данные, полученные нами в ходе настоящего исследования позволяют нам составить психохарактерологический профиль среднего учащегося выпускного класса общеобразовательной школы. Данный психохарактерологический профиль отображен на Диаграмме № 4.
График Диаграммы № 4 наглядно иллюстрирует соотношение акцентуаций характера в классе. Также данный график является психохарактерологическим профилем среднего школьника выпускного класса, поскольку Диаграмма № 4 построена на основе средних значений таблицы результатов тестирования общей выборки наших респондентов (Таблица № 1). На основании полученных нами результатов можно с уверенностью заключить, что личность ребенка, к моменту окончания им средней школы, испытывает огромное деструктивное влияние, приводящее к появлению ярковыраженных акцентуации. Первопричинность же этого влияния, способы и методы по его нивелированию и нейтрализации результатов этого влияния являются в настоящее время крайне актуальной темой и требуют серьезнейшей научной и практической разработки и последующего внедрения в российскую систему образования. 1. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Вопросы философии. 1969, № 2. 2. Бассин Ф.В. Сознание, «бессознательное» и болезнь / Вопросы философии. 1971, № 9. 3. Бассин Ф.В. Сознание, «бессознательное» и болезнь / Вопросы философии. 1971, № 9. 4. Бассин Ф.В., Бурлакова М.К., Волков В.Н. Проблема психологической защиты / Психологический журнал. 1988, № 3. 5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., «Прогресс», 1986. 6. Бьюдженталь Дж. Ф. Т. Наука быть живым. М., «Класс», 1998 7. Бьюдженталь Дж. Ф. Т. Искусство психотерапевта. 8. Санкт-Петербург, «Питер», 2003Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите / Вопросы философии. 1969, № 2. 9. Воловик В.М., Вид В.Д. «Психологическая защита» как механизм компенсации и ее значение в психотерапии больных шизофренией / Психологические проблемы психогигиены, психопрофилактики и медицинской деонтологии / Ред. М.М. Кабанов, Л., 1976. 10. Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса / Вопросы психологии. 1990. № 4. 11. Ильин Г.А. Причины неприятия психоанализа // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Тбилиси: Мецниереба, т. 14. 1985. 12. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. Санкт-Петербург, 1999. 13. Киршбаум Э.И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.07. Л., 1987. 14. Краткий очерк истории философии. Под ред. М. Ивчука и др., М., 1981. 15. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища шк., 1989. 16. Личко А.Е. Типологическая модель. Эл. Версия, источник – www.myword.ru. 17. Мудрик А.В. Социальная педагогика. Пенза, 1994. 18. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М, 1999. 19. Насиновская Е.Е., Якубовская М.Я. Психологический барьер как защитный механизм личности в конфликтной ситуации. М. Изд. Моск. ун-та, 1984. 20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 21. Общая психология. Выпуск 2. Субъект деятельности. Под ред. В.В. Петухова, Москва, 1998. 22. Пиз А. Язык телодвижений. М., 1996. 23. Психология. Словарь справочник. Авторы-составители М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович, Минск, «Хэлтон», 1998. 24. Психология личности. Т. 2. Под ред. Д.Я. Райгородского, Самара, «Бахрах», 1999. 25. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. Самара, 1998. 26. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия. М, 1982. 27. Прошкина В.М. Особенности психологической защиты при нравственных девиациях у студентов: дисс. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1990. 28. Роджерс К. Искусство консультирования и терапии. М., «Экспо», 2002. 29. Роджерс К. Психотерапия и изменение личности. М., «Прогресс», 1999. 30. Роджерс К. Становление личности взгляд психотерапевта. М., «Класс», 1997. 31. Роджерс К. Способ бытия. Санкт-Петербург, «Питер», 2004. 32. Сидоров П. И., Парняков А. В. Клиническая психология. М., «Геотар - мед», 2002 33. Фрейд З. О клиническом психоанализе. М., «Прогресс», 1991 34. Фрейд З. «Я» и «Оно» в двух томах. Тбилиси, «МеРани», 1991 Приложение № 1. Таблицы и диаграммы 1. Таблицы Таблица № 1. Результаты тестирования общей выборки опрошенных.
Таблица № 2. Совокупные результаты шкал акцентуаций в общей выборке респондентов..
Таблица № 3. Интрошкальные (внутри каждой шкалы) совокупные значения результатов тестирования общей выборки респондентов по параметрам степени (уровня) выраженности акцентуаций.
Таблица № 4. Результаты тестирования женской подгруппы общей выборки респондентов.
Таблица № 5. Результаты тестирования мужской подгруппы общей выборки респондентов.
2. Диаграммы
Приложение № 2. Leonhard questionnaire analyzer – описание программы 1. Общие сведения. Leonhard questionnaire analyzer (Анализатор опросника К.Леонгарда (в дальнейшем LQA)) – специально реализованное нами для настоящего исследоваания программное средство, позволяющее ускорить обработку «сырого» психодиагностического материала, полученного на этапе опроса респондентов. 2. Техническое задание (Т.З.). А) Базовая задача. Создать приложение для частичной автоматизации подсчета баллов характерологического опросника К.Леонгарда и распределения этих баллов по соответствующим шкалам. Б) Среда. Windows 9x/NT/XP/Vista. В) Системные требования. Компьютер IBM/PC архитектуры, с установленное ОС не ниже Windows 95. 3. Реализация Т.З. А) Транслятор Для реализации т.з. LQA мы использовали транслятор Delphi версии 6,0, выпущенный компанией Borland. Данный транслятор использует одноименный, Pscal-производный язык (Delphi). Приложения создаются путем компиляции исходного кода. Б) Метод. Исходный код LQA основан на применении функции IF (если). С помощью данной функции мы построили матрицу ответов. При нажатии одной из клавиш ответа («ДА» или «НЕТ»), система сравнивает введенный ответ с матрицей, согласуясь со счетчиком вопросов, после чего заносит + 1 балл в соответствующуую шкалу. Шкалы представляют собой глобальные переменные, обнуляющиеся при запуске приложения и при нажатии кнопки «Новый испытуемый». Каждой шкале присвоена соответствующая переменная. Счетчик вопросов также представляет собой глобальную переменную, обнуляющуюся при старте и рестарте. При нажатии любой клавиши ответа переменная счетчика возрастает на единицу. В) Используемые компоненты. 1. TForm 2. TButton 3,TLabel 4, Main menu 5. Aboutbox 4. Описание приложения LQA. Для начала работы достаточно запустить LQA. Счетчик вопросов автоматически устанавливается на первый вопрос. Шкалы обнулены. Рисунок 1. Рабочий интерфейс LQA. LQA представляет собой форму, с главным меню, индикицией шкал и номера текущего вопроса, кнопками ответов и кнопкой «Новый испытуемый», которая приравнивает к нулю все глобальные переменные приложения, за исключение счетчика вопросов (мин. Значение счетчика = 1). Рисунок 2. LQA во время работы. В процессе работы LQA в режиме реального времени отображает результаты анализа для каждой шкалы. Рисунок 3. LQA по завершении анализа. После ответа на последний вопрос характерологического опросника К.Леонгарда, LQA отключает кнопки ответов, на индикаторе счетчика вопросов отображается надпись «ВСЁ». После этого можно зафиксировать значения шкал для последующего анализа. Для начала подсчета баллов нового испытуемого, необходимо нажать клавишу «Новый испытуемый». LQA вернется в стартовое состояние (см. Рисунок 1.). Рисунок 4. About box (модуль «о программе») LQA. Для получения информации об авторе, лицензии, сайте распространителе, а токже основном назначении LQA, используйте пункт меню «Помощь» «О программе». LQA позволяет обрабатывать от 20 до 35 бланков в час. Приложение № 3. Текст методики Характерологический опросник К. Леонгарда 1. Текст опросника: 1. У вас чаще веселое и беззаботное настроение. 2. Вы чувствительны к оскорблениям. 3. Бывает ли так, что у вас на глаза навертываются слезы в кино, театре, в беседе и т.п. 4. Сделав что-то вы сомневаетесь, все ли сделано правильно, и не успокаиваетесь до тех пор, пока не убедитесь еще раз в том, что все сделано правильно. 5. В детстве вы были таким же смелым, как все ваши сверстники. 6. Часто ли у вас резко меняется настроение от состояния безграничного ликования до отвращения к жизни, к себе. 7. Являетесь ли вы обычно центром внимания в обществе, компании. 8. Бывает ли так, что вы беспричинно находитесь в таком ворчливом настроении, что с вами лучше не разговаривать. 9. Вы серьезный человек. 10. Способны ли вы восторгаться, восхищаться чем-нибудь. 11. Предприимчивы ли вы. 12.Вы быстро забываете, если вас кто-либо обидит. 13.Мягкосердечны ли вы. 14.Опуская письмо в почтовый ящик проверяете ли вы проводя рукой по щели ящика, что письмо полностью упало в него. 15. Стремитесь ли вы всегда считаться в числе лучших работников. 16. Бывало ли вам страшно в детстве во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (а может быть, такое чувство бывает и теперь, в зрелом возрасте). 17.Стремитесь ли вы во всем и всюду соблюдать порядок. 18.Зависит ли ваше настроение от внешних обстоятельств. 19. Любят ли вас ваши знакомые. 20. Часто ли у вас бывает чувство внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности. 21. У вас часто несколько подавленное настроение. 22.Бывали ли у вас хотя бы один раз истерика.или нервный срыв. 23.Трудно ли вам долго усидеть на одном месте. 24.Если по отношению к вам несправедливо поступили, энергично ли вы отстаиваете свои интересы. 25.Можете ли вы зарезать курицу или овцу. 26.Раздражает ли вас, если дома занавес или скатерть .висят неровно или вы сразу же стараетесь поправить их. 27.Вы в детстве боялись оставаться одни в доме. 28.Часто ли у вас бывают колебания настроения без причины. 29.Всегда ли вы стремитесь быть достаточно сильным работником в своей профессии. 30. Быстро ли вы начинаете сердиться или впадать в гнев. 31. Можете ли вы быть абсолютно беззаботно веселым. 32.Бывает ли так, что ощущение полного счастья буквально пронизывает вас. 33.Как вы думаете, получился бы из вас ведущий в юмористическом спектакле. 34. Вы обычно высказываете свое мнение людям достаточно откровенно, прямо и недвусмысленно. 35. Вам трудно переносить вид крови? Не вызывает ли это у вас неприятных ощущений. 36. Любите ли вы работу с высокой личной ответственностью. 37. Склонны ли вы выступать в защиту лиц, по отношению к которым несправедливо поступают. 38. В темный подвал вам трудно, страшно спускаться. 39. Предпочитаете ли вы работу такой, где действовать надо быстро, но требования к качеству выполнения невысоки. 40. Общительны ли вы. 41. В школе вы охотно декламировали стихи. 42. Убегали ли вы в детстве из дома. 43. Кажется ли вам жизнь трудной. 44. Бывает ли так, что после конфликта, обиды вы были до того расстроены, что идти на работу казалось просто невыносимым. 45. Можно ли сказать, что при неудаче вы не теряете чувство юмора. 46. Предприняли бы вы первые шаги к примирению, если вас кто-либо обидел. 47. Вы очень любите животных. 48. Возвращаетесь ли вы, чтобы убедиться, что оставили дом или рабочее место в таком состоянии, что там ничего не случилось. 49. Преследует ли вас иногда неясная мысль, что с вами и вашими близкими может случиться что-то страшное. 50. Считаете ли вы, что ваше настроение очень изменчиво. 51. Трудно ли вам докладывать (выступать на сцене) перед большим количеством людей. 52. Вы можете ударить обидчика, если он вас оскорбит. 53. У вас очень велика потребность в общении с другими людьми. 54. Вы относитесь к тем, кто при каких-либо разочарованиях впадает в глубокое отчаяние. 55. Вам нравится работа, требующая энергичной организаторской деятельности. 56. Настойчиво ли вы добиваетесь намеченной цели, если на пути к ней приходится преодолевать массу препятствий. 57.Может ли трагический фильм взволновать вас так что на глазах выступают слезы. 58.Часто ли бывает вам трудно уснуть из-за того, что проблемы прожитого дня или будущего все время крутятся в ваших мыслях. 59. В школе вы иногда подсказывали своим товарищам или давали списывать. 60. Потребуется ли вам большое напряжение воли, чтобы пройти одному через кладбище. 61. Тщательно ли вы следите за тем, чтобы каждая вещь в вашей квартире была только на одном и том же месте. 62. Бывает ли так, что будучи перед сном в хорошем настроении, вы на следующий день встаете в подавленном, длящемся несколько часов. 63.Легко ли вы привыкаете к новым ситуациям. 64.Бывают ли у вас головные боли. 65.Вы часто смеетесь. 66.Можете ли вы быть приветливым даже с тем, кого вы явно не цените, не любите, не уважаете. 67. Вы подвижный человек 68.Вы очень переживаете из-за несправедливости. 69.Вы настолько любите природу, что можете назвать ее другом. 70.Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли вы, закрыт ли газ, погашен ли свет, заперты ли двери. 71. Вы очень боязливы. 72. Изменяется ли ваше настроение при приеме алкоголя. 73. В вашей молодости вы охотно участвовали в кружке художественной самодеятельности. 74. Вы расцениваете жизнь несколько пессимистически, без ожидания радости. 75. Часто ли вас тянет путешествовать. 76. Можно ли ваше настроение измениться так резко, что ваше состояние радости вдруг сменяется угрюмым и подавленным. 77. Легко ли вам удается поднять настроение друзей в кампании. 78. Долго ли вы переживаете обиду. 79.Переживаете ли вы долгое время горести других людей. 80.Часто ли, будучи школьником, вы переписывали страницу в вашей тетради, если случайно оставили в ней кляксу. 81.Относитесь ли вы к людям скорее с недоверием и осторожность, чем с доверчивостью. 82.Часто ли вы видите страшные сны. 83. Бывает ли, что вы остерегаетесь того, что броситесь под колеса проходящего поезда или, стоя у окна многоэтажном дома, остерегаетесь того, что можете внезапно выпасть из окна. 84. В веселой компании вы обычно веселы. 85. Способны ли вы отвлечься от трудных проблем, требующих решения. 86.Вы становитесь менее сдержанным и чувствуете себя более свободно, приняв алкоголь. 87.В беседе вы скудны на слова. 88.Если бы вам необходимо было играть на сцене, вы смогли бы войти в роль, чтобы позабыть о том, что это только игра. 2. Ключ к опроснику 1.Г-1 Гипертимы хЗ (умножить значение на 3) + 1, 11, 23, 33, 45, 55, 67, 77, -: нет 2.Г-2 Возбудимые х2 + : 2, 15, 24, 34, 37, 56, 68, 78, 81 -: 12, 46, 59 3.Г-3 Эмотивные хЗ + : 3, 13, 35, 47, 57, 69, 79 -: 25 4.Г-4 Педантичные х2 + : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83 -: 36 5.Г-5 Тревожные хЗ +: 16, 27, 38, 49, 60, 71, 82 -: 5 6.Г-6 Циклотивные хЗ + : б, 18, 28, 40, 50, 62, 72, 84 -: нет 7.Г-7 Демонстратимные х2 +.: 7, 19, 22, 29, 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88 -: 51 8.Г-8 Неуравновешенные хЗ + : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86 -: нет 9.Г-9 Дистимные х З + : 9, 21, 43, 75, 87 -: 31, 53, 65 10.Г-10 Экзальтированные х 6 + : 10, 32, 54, 76 -: нет . Приложение № 4. Описание акцентуаций характера по К.Леонгарду Согласно теории «акцентуированных личностей» существуют черты личности, которые сами по себе ещё не являются патологическими, однако могут при определённых условиях развиваться в положительном или отрицательном направлении. Черты эти являются как бы заострением некоторых присущих каждому человеку индивидуальных свойств. У психопатов эти черты достигают особо большой выраженности. 1. Гипертимный тип Характеризуется преимущественно приподнятым настроением в сочетании с жаждой деятельности, оптимистичностью, предприимчивостью, инициативностью, повышенной психической активностью. Люди с таким типом акцентуации быстро переключаются с одного дела на другое, не доводят начатое до конца, не обязательны, строго не соблюдают нормы, попадают под влияние неблагоприятных компаний. Легкомыслие нередко проявляется в прожектёрстве, несобранности, сомнительных поступках и в прямолинейности избранного пути. Тенденция к доминированию, лидированию. Чрезмерно повышенное настроение может приводить к неадекватности поведения «патологический счастливчик». В патологии – невроз навязчивых состояний. 2. Дистимичный тип Характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью, склонностью к депрессии. Серьёзная настроенность на дело и утончённость чувств обусловливают твёрдую жизненную позицию. Стимулирование жизнедеятельности, однако, ослаблено. Такие люди быстро истощаются в контактах и предпочитают одиночество. 3. Циклотимический (аффектно-лабильный, неустойчивый) тип Периодическая смена гипертимических (повышенное настроение, активность) и дистимических (сниженное настроение, заторможенность) фаз. Хорошее настроение коротко, плохое длительно. При депрессии ведут себя как тревожные , быстро утомляются, приходят в отчаяние от неприятностей, вплоть до попыток самоубийства. При хорошем настроении ведут себя как гипертимные . Склонность к депрессивному реагированию. 4.Возбудимый тип Характеризуется повышенной импульсивностью, ослаблением контроля над побуждениями и влечениями. Моральные устои малозначительны, в порывах гнева нарастание агрессивности сопровождается активизацией соответствующих действий. Осмысление, как правило, затруднено и замедленно. В патологии – эпилептоидная психопатия. 5. Эмотивный тип Отличается повышенной чувствительностью, впечатлительностью, глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни. Реакции у людей с таким типом акцентуации проявляются в сопереживании, мягкосердечии, растроганности, настроение меняется по незначительному для окружающих поводу. От настроения зависит все: и работоспособность, и самочувствие. Тонко организованна эмоциональная сфера: способны глубоко чувствовать и переживать. Склонны к добрым отношениям с окружающими. В любви ранимы, как никто другой. Крайне болезненно воспринимают грубость, хамство, приводит в отчаяние, депрессию, если происходит разрыв или ухудшение отношений с близкими людьми. 6. Педантичный тип Отличается ярко выраженной собранностью, отражающей инертность психических процессов. Основательность, чёткость и завершённость в действиях, высокий самоконтроль позволяет работу выполнять пунктуально и добросовестно, но имеет место медлительность и малопродуктивность в мышлении, а в действиях – чрезмерная стандартность и предусмотренность Люди ригидны, им трудно переключаться с одной эмоции на другую. Любят, чтобы всё было на своих местах, чтобы люди чётко оформляли свои мысли – крайний педантизм. Идея порядка и аккуратности становится главным смыслом жизни. Бывают периоды злобно-тоскливого настроения, всё их раздражает. В патологии – эпилептоидная психопатия. Могут проявлять агрессию. 7. Тревожно-боязливый тип Люди меланхолического (либо холерического) склада с очень высоким уровнем конституциональной тревожности, склонностью к страху, нерешительности, робости, чрезмерной подчинённости, не уверенны в себе. Недооценивают, преуменьшают свои способности. Пугаются ответственности, опасаются всевозможных неприятностей для себя и своих родных, не могут унять свои страхи и тревогу, «притягивая» к себе и близким реализацию своих страхов и опасений. 8. Демонстративный (истероидный) тип Характерна ярко выраженная потребность во внимании окружающих, повышенная способность к вытеснению, тщеславие, театральное поведение, эгоцентризм, авантюристичность, но в то же время устремлённость к цели. Хитроумность в самовосхвалении, услужливость в достижении своих интересов. Однако раскованность в мышлении и действиях делает демонстративные личности адаптивными. Наблюдается патологическая лживость – чтобы приукрасить свою особу. Склонны носить яркую, экстравагантную одежду – могут быть определены чисто внешне. В патологии психопатия истерического типа. 9. Застревающий (ригидный) тип Основные черты: чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию «сверхценных» идей; повышенная подозрительность и болезненная обидчивость; стойкость отрицательных эмоций и чувств; честолюбие, самонадеянность и стремление к доминированию; высокая конфликтность, злопамятность и даже враждебность к обидчикам. В эмоциональном отношении ригидны. Иногда могут давать аффективные вспышки, могут проявлять агрессию. В патологии – паранояльный психопат. 10. Аффектно-экзальтированный тип Свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, склонность легко приходить в восторг от одних событий и в полное отчаяние от других. Экзальтация (восторженно-возбуждённое состояние) проявляется в бурной реакции, сменяемости направлений активности, высокой впечатлительности, сильной привязанности к друзьям и пр. Искреннее переживание чужих проблем усиливает психическую реакцию людей этого типа акцентуации. [1] Леонгард Карл (Leonhard К. 1904-1988). Немецкий психиатр, невролог, психолог, профессор клиники. Шарите университета Гумбольдта (Берлин). Работы К. Леонгарда посвящены широкому кругу проблем неврологии, психиатрии, психологии. Им разработана концепция акцентуированных личностей. [2] Leonhard К. «Akzentuierte Personlichkeiten» (1968, 1976). |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|