Главная Рефераты по рекламе Рефераты по физике Рефераты по философии Рефераты по финансам Рефераты по химии Рефераты по хозяйственному праву Рефераты по цифровым устройствам Рефераты по экологическому праву Рефераты по экономико-математическому моделированию Рефераты по экономической географии Рефераты по экономической теории Рефераты по этике Рефераты по юриспруденции Рефераты по языковедению Рефераты по юридическим наукам Рефераты по истории Рефераты по компьютерным наукам Рефераты по медицинским наукам Рефераты по финансовым наукам Рефераты по управленческим наукам психология педагогика Промышленность производство Биология и химия Языкознание филология Издательское дело и полиграфия Рефераты по краеведению и этнографии Рефераты по религии и мифологии Рефераты по медицине |
Курсовая работа: Специальные органы осуществления контроля в сфере охраны животного мираКурсовая работа: Специальные органы осуществления контроля в сфере охраны животного мираУчебная дисциплина – Экологическое право КУРСОВАЯ РАБОТА тема: «Специальные органы осуществления контроля в сфере охраны животного мира» САРАТОВ – 2003 СОДЕРЖАНИЕ Введение ………………………………………………………………... 3 1. Специальные органы государственного контроля в сфере охраны животного мира . 5 1.1. Общая характеристика специальных государственных органов, осуществляемых контроль в сфере охраны животного мира 5 1.2. Полномочия специальных органов государственного контроля в сфере охраны животного мира ... 8 1.2.1. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды ……………………………… 8 1.2.2. Министерство природных ресурсов РФ ………………... 8 1.2.3. Федеральная служба лесного хозяйства РФ ……………. 9 1.2.4. Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) .. 10 1.2.5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ ……………………………………….. 10 1.2.6. Федеральная пограничная служба РФ …………………... 11 1.2.7. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) ………. 12 2. Взаимодействие специальных государственных органов экологического контроля в области охраны животного мира с территориями .. 14 3. Охрана животного мира в Саратовской области ……………. 18 3.1. Современное состояние животного мира в Саратовской области ... 18 3.2. Органы государственного экологического контроля в Саратовской области и результаты их деятельности ……... 21 Заключение ………………………………………………………………. 25 Список использованных источников ………………………………. 27 ВВЕДЕНИЕ В окружающем мире насчитывается в настоящее время более миллиона видов животных. Правда, если отбросить насекомых, их число составит примерно 250 тысяч (из них около 90 тысяч обитают на суше)[1]. Животный мир – один из важнейших компонентов окружающей природной среды. Он участвует в различных взаимосвязях в живой природе, влияет на формирование растительного покрова и естественное плодородие почв, на биологические свойства воды. Животный мир выступает в качестве природного ресурса, используемого для получения пищевых продуктов, пушнины, технического и лекарственного сырья, необходимого для удовлетворения нужд населения. Велико значение животного мира для научных, воспитательных и эстетических целей. Охрана наземных животных была, по видимому, первой попыткой человека оптимизировать взаимодействие природы и общества. Это объясняется тем, что осуществляющееся на протяжении веков истребление животных в процессе охоты создало серьезные проблемы в обеспечении человека продуктами животного мира. Меры по охране и контролю за охраной диких животных осуществлялись еще до начала нашей эры. Почти одновременно с этим началась охрана лесов, как мест сосредоточения животных. В настоящее время, в условиях крайне тяжелой экологической обстановки, нужны иные, более качественные рычаги защиты животного мира. Речь должна идти о новых моделях государственности, о создании новой модели государства, не просто правового, а экологически устойчивого. Все основные функции государства должны быть экологизированы, а сама экологическая функция наполниться качественно новым содержанием и превратиться из декларативной в действующую. В этом процессе одна из важнейших ролей должна быть отведена Правительству Российской Федерации, как органу исполнительной власти общей компетенции, напрямую осуществляющему охрану и контроль животного мира. Находясь на пороге экологической катастрофы, мы лихорадочно ищем причины сложившегося положения. Анализ существующего законодательства свидетельствует о достаточно приемлемом качестве правовых актов в области охраны животного мира. А вот министерства и ведомства, ответственные за реализацию данных законов явно не справились со своими задачами. Цель данной курсовой работы описание и анализ деятельности реформированной системы специализированных государственных органов осуществления контроля в сфере охраны животного мира. В соответствии с этим в работе поставлены следующие задачи: Ø дать общую характеристику специальных государственных органов, осуществляющих контроль в сфере охраны животного мира; Ø описание полномочий специальных государственных органов, осуществляющих контроль в сфере охраны животного мира; Ø описание взаимодействия специальных государственных органов экологического контроля в сфере охраны животного мира с территориями; Ø описание деятельности органов государственного экологического контроля в Саратовской области. 1. СПЕЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА 1.1. Общая характеристика специальных государственных органов, осуществляющих контроль в сфере охраны животного мира В решении задач обеспечения рационального природопользования и охраны природы велика роль специализированных государственных органов управления, действующих на разных уровнях. На них возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, лицензированием, сертификацией, контролем и т.д. К специальным относят органы, созданные исключительно для задач в сфере взаимодействия общества и природы. Поскольку власть этих органов по специальным вопросам охраны природы и рациональному природопользованию распространяется на все отрасли народного хозяйства и сферы деятельности, их часто называют межотраслевыми или надведомственными органами.[2] В последние годы системы центральных органов федеральной исполнительной власти в области природопользования и охраны животного мира неоднократно изменялась. Современный ее вид является, по мнению многих экспертов, оптимальным. Специализированный экологический контроль выполняется федеральными министерствами и ведомствами, а также соответствующими им государственными структурами субъектов Федерации. По характеру специализации государственные контролирующие органы подразделяются на отраслевые и функциональные. Госсанэпиднадзор России, например, контролировал выполнение санитарных требований практически во всех сферах природопользования. Сюда относятся водные ресурсы и различные природные объекты, и комплексы, подверженные опасности химического или бактериологического заражения. Контролю за соблюдением природоохранных нормативов и требований при застройке жилых и промышленных зон больше внимания уделяется Минстроем России. При рассмотрении проектов застройки территорий и строительства отдельных объектов Минстроем учитываются нормативные условия по инсоляции, качеству атмосферного воздуха и водных ресурсов, озеленению и др.[3] Специфика отраслевых государственных органов заключатся в том, что к сфере их компетенции относится один вид природных ресурсов. Роскомзем следит за охраной и рациональным использованием земель, Роскомвод – водных ресурсов, Рослесхоз лесов и т. д. В некоторых случаях в сферу интересов отдельных ведомств попадает еще один вид природного ресурса. Так, для Роскомрыболовства имеет значение состояние водных объектов, но только с узкоотраслевых позиций воспроизводства и продуктивности рыбных запасов. Несмотря на имеющиеся различия, общим правовым положением для всех государственных органов экологического контроля является его надведомственный характер, позволяющий контролировать в пределах своей юрисдикции деятельность всех предприятий, организаций, учреждений и отдельных граждан. Так, на территориях государственного лесного фонда порядок охраны и использования лесов регулируется нормативными актами Рослесхоза, которому предоставлено право контроля за исполнением экологических требований (согласование хозяйственных и иных мероприятий, применение административных санкций за нарушение экологических нормативов и др.). Аналогичными правами в части экологического контроля пользуется Роскомрыболовство в отношении рыбных ресурсов, Роскомзем – земельных ресурсов и т.д.[4] Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998 года "О специально уполномоченных государственных органах Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды"[5] Государственный комитет РФ по охране окружающей среды и его территориальные органы являются специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и в пределах своей компетенции координируют деятельность специально уполномоченных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальных органов, осуществляющих эти функции в соответствующих сферах управления: Министерства природных ресурсов РФ, Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Государственного земельного комитета РФ, Государственного комитета РФ по рыболовству, Федеральной службы геодезии и картографии России, Федеральной службы лесного хозяйства России, Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной пограничной службы РФ, а также других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, которые в соответствии с законодательством РФ решают вопросы в области охраны окружающей природной среды по согласованию или совместно со специально уполномоченными органами РФ в области охраны окружающей природной среды. 1.2. Полномочия специальных органов государственного контроля в сфере охраны животного мира 1.2.1. Государственный комитет РФ по охране окружающей среды Согласно Постановлению Правительства РФ от 13 января 1999 года "Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды"[6] Государственный комитет РФ по охране окружающей среды является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим на коллегиальной основе межотраслевую координацию и функциональное регулирование в сфере охраны окружающей среды, обеспечение экологической безопасности, сохранения биологического разнообразия, а также выполняющим государственный экологический контроль, государственную экологическую экспертизу и управление государственными природными заповедниками и другими особо охраняемыми территориями, находящимися в его ведении. 1.2.2. Министерство природных ресурсов РФ Данное министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику в сфере изучения, воспроизводства, использования и охраны природных ресурсов и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в случаях, установленными федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Основные задачи Министерства природы РФ в сфере охраны животного мира: Ø разработка и проведение совместно с другими федеральными органами исполнительной власти государственной политики в сфере изучения, воспроизводства и охраны животного мира; Ø координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере изучения, воспроизводства, использования, а также охраны животного мира; Ø организация единой системы экологического мониторинга.[7] 1.2.3. Федеральная служба лесного хозяйства РФ Федеральная служба лесного хозяйства России является федеральным органом исполнительной власти по управлению лесным хозяйством на территории Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование и государственный контроль в области использования, воспроизводства, охраны и защиты лесов. Основные задачи федеральной службы лесного хозяйства России: Ø разработка основных направлений государственной политики в области использования, воспроизводства, охраны, защиты лесов и развития лесного хозяйства; Ø обеспечение непрерывного и неистощительного лесопользования, сбережение и приумножение лесных богатств, сохранение и усиление защитных, водоохранных, оздоровительных и иных природных функций леса; Ø обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения всеми владельцами лесного фонда и лесопользователями установленного порядка пользования лесным фондом, правил ведения лесного хозяйства, воспроизводства, охраны и защиты лесов, правил государственного учета и отчетности, а также иных норм и правил, установленных лесным законодательством; Ø соблюдение федеральных интересов при регулировании лесопользования, восстановления, охране и защите лесов; Ø совершенствование экономических и других методов управления лесным хозяйством.[8] 1.2.4. Комитет Российской Федерации по рыболовству (Роскомрыболовство) Роскомрыболовство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление и государственный контроль в области использования, воспроизводства и охраны водных биологических ресурсов (рыб и других водных животных, водных растений) и развития рыбного хозяйства. 1.2.5. Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ (Минсельхозпрод России) занимает особое место в системе функциональных органов, обеспечивающих государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды, так как является специально уполномоченным государственным органом по охране и регулированию использования животного мира на территории России, в частности, охраны и регулирования использования охотничьих животных и рыболовства. В соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 года, на него возложены задачи: Ø разработка и реализация политики государственного регулирования сельского хозяйства, сферы переработки, производства ресурсов, развития производственной и социальной инфрастуктуры; Ø разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды и природных ресурсов в отраслях сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности.[9] Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ осуществляет надзор за соблюдением правил охоты, выдачу удостоверений на право охоты и разрешений на добычу охотничьих животных в Российской Федерации; организует защиту от проникновения на территорию Российской Федерации болезней животных и растений, вредителей, сорняков и других карантинных объектов; обеспечивает регулирование вопросов развития собаководства; организует разработку и выполнение программ по защитному лесоразведению, воспроизводству и охране лесов колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных формирований; осуществляет контроль за использованием средств химизации и защиты растений, сертификацией и качеством продукции, семян и посадочного материала; организует семеноводство, племенное дело, испытание и охрану селекционных достижений, а также производство посадочного материала; обеспечивает воспроизводство плодородия и сохранение почв, защиту растений от сорняков, вредителей болезней и реализует мероприятия по охране окружающей среды.[10] 1.2.6. Федеральная пограничная служба РФ Федеральная пограничная служба РФ в соответствии с Указом Президента РФ от 29 августа 1997 года "О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере" обеспечивает охрану биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и осуществляет государственный контроль в этой сфере.[11] 1.2.7. Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет) Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное управление в области гидрометеорологического и гелиогеофизического обеспечения народного хозяйства и обороны страны, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, работ по активному взаимодействию на гидрометеорологические и другие геофизические процессы. Основные задачи Росгидромета: Ø гидрометеорологическое и гелиогеофизическое обеспечение народного хозяйства, органов государственной власти, населения и Вооруженных сил Российской Федерации и мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, поверхностных вод суши, морской среды, почв, околоземного космического пространства, комплексный фоновый мониторинг состояния природных объектов; Ø оценка климатических изменений, агроклиматических и поверхностных водных ресурсов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; Ø исследование гидрометеорологических и геофизических процессов в атмосфере, на поверхности суши и в Мировом океане, включая Арктику и Антарктику, околоземном космическом пространстве; Ø осуществление активных воздействий на гидрометеорологические и другие геофизические процессы и явления в интересах народного хозяйства; Ø выполнение в установленном порядке международных обязательств Российской Федерации по вопросам гидрометеорологии и гелиогеофизики, климата и его изменений мониторинга загрязнения окружающей среды, состояния верхних слоев атмосферы и ее озонового слоя, изучения Мирового океана, Арктики и Антарктики, активного воздействия на гидрометеорологические процессы[12]. 2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЖИВОТНОГО МИРА С ТЕРРИТОРИЯМИ Несомненно, бессмысленной оказалась бы работа специализированных государственных органов экологического контроля без четкого механизма взаимодействия их непосредственно с территориями. Согласно Постановлению Правительства РФ от 30 декабря 1998 года[13] специально уполномоченные государственные органы в сфере охраны окружающей природной среды имеют собственные структуры территориальных органов, которые, в соответствии с законодательством РФ, решают вопросы в области охраны окружающей природной среды с вышеуказанными надведомственными органами. Взаимодействие между этими органами осуществляется на основе нормативных актов (постановления, приказы и т. д.), договоров (соглашениях), содержащих нормы права по экологическим вопросам, заключенные между Российской Федерацией и ее субъектами. Таковым являются такие правовые акты (постановления, письма и т. д.) касающиеся применения законодательства в сфере охраны животного мира. Эти акты обязательны для судов соответствующих судебных систем территориального уровня. В таких актах содержаться не новые правовые нормы, а разъяснения и толкования применения имеющегося законодательства, прежде всего, по вопросам подведомственности, направленные на обеспечение единства правоприменения и устранение пробелов в законодательстве в судебной практике, что имеет важное значение для этой практики. Нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств (приказы, инструкции, разъяснения, указания, положения и т. д.), содержащие одну или более норм, затрагивающих права, свободы, законные интересы граждан, гарантии их осуществления, а также акты, имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Федеральном органе юстиции опубликованию.[14] Только после этого они обретают полную юридическую силу и могут исполняться территориальными органами. Форма взаимодействия федерального органа исполнительной власти с органом исполнительной власти субъекта Федерации – соглашение о передачи части своих полномочий. Действующая правовая система позволяет государственным органам власти (федеральным, региональным), органам местного самоуправления давать задания субъектам хозяйствования по выполнению конкретных природоохранных мероприятий только выделением необходимого объема финансирования. Законом установлен круг полномочий должностных лиц специализированных органов экологического контроля: Ø посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и знакомится с документами, необходимыми для выполнения служебных обязанностей; Ø проверять работу очистных сооружений и установок, а также установленных природоохранных требований и нормативов; Ø назначать государственную экологическую экспертизу; Ø требовать устранения выявленных недостатков, привлекать виновных лиц к административной ответственности, направлять материалы о привлечении их к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности, предъявлять иски в суд или арбитражный суд о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и здоровью граждан; Ø принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении функционирования любых предприятий и объектов, а также видов деятельности, в случае нарушения экологических требований. В процессе проведения экологического контроля должностными лицами специально уполномоченных органов в области охраны окружающей природной среды принимаются различные меры правового регулирования по предупреждению, выявлению нарушений природоохранительного законодательства и привлечению виновных к ответственности. В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, в первую очередь, составляется протокол об экологическом правонарушении. Следующий шаг – предписание об устранении экологического правонарушения. При неисполнении предписания подготавливается постановление о наложении штрафа. К мерам государственного экологического контроля относится постановление о возмещении вреда, причиненного окружающей природной среде, предписания об ограничении (приостановлении) или прекращении финансирования хозяйственной или иной деятельности. Предписание о привлечении физических лиц к уголовной ответственности направляется в следственные органы инспекторами по охране природы, охране рыбных ресурсов и т.д.[15] Органы местного самоуправления также являются важным звеном в механизме Взаимодействия специализированных органов экологического контроля с территориями. Экологическая компетенция органов местного самоуправления уточнена Законом " Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 года.[16] К ведению муниципальных образований отведены вопросы местного значения, в частности владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (землей, водами, другими природными ресурсами), регулирование планировки и застройки территорий, контроль за использованием земель, благоустройство и озеленение муниципального образования, регулирование использования местных водных объектов и другие вопросы местного характера. Вместе с тем действуют нормы Закона "О местном самоуправлении в РФ" от 6 июля 1991 года в части, не противоречащей Конституции РФ и Федеральному закону от 12 августа 1995 года.[17] В соответствии с указанными нормами, органы местного самоуправления: Ø осуществляют управление и контроль в области использования и охраны вод, лесов, недр, атмосферного воздуха, растительного и животного мира, других природных ресурсов на соответствующей территории; Ø обеспечивают проведение мероприятий по охране окружающей среды, соблюдение природоохранительного законодательства; Ø информируют население об экологической обстановке, сообщают в соответствующие органы о действиях предприятий, учреждений, организаций, представляющих угрозу окружающей среде, нарушающих законодательство о природопользовании, принимают в соответствии с законодательством решения о наложении штрафов за ущерб, причиненный природной среде. 3. ОХРАНА ЖИВОТНОГО МИРА В САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 3.1. Современное состояние животного мира в Саратовской области Современное состояние животного мира в Саратовской области довольно подробно описано в "Докладе о состоянии окружающей среды Саратовской области в 2000 году".[18] В настоящее время в области наиболее разработана нормативная база по использованию животных – объектов охоты, в связи, с чем и мероприятия по охране животного мира большей своей частью касаются охотничьих животных. Не смотря на это, незаконная добыча диких животных продолжает оставаться существенным фактором обеднения ресурсов животного мира. Анализ многолетних наблюдений показывает, что незаконный отстрел лося составляет порядка 10-20 % от его послепромысловой численности, объем незаконного изъятия сурка – более 1000 особей в год. При этом нарушителями часто применяются экологически опасные способы добычи использование автомототранспорта, а иногда и химических веществ.[19] Не в лучшем состоянии использование, охрана и воспроизводство других объектов животного мира и мероприятия по охране среды обитания животных в целом. Федеральная и региональная нормативно-правовая база далека от совершенства. Вместе с хроническим недофинансированием охранных мероприятий, все выше перечисленное является основной причиной неэффективной работы по охране диких животных и среды их обитания. Стабилизация и поддержание устойчивого существования популяции диких животных, обитающих на территории области, невозможны без сохранения соответствующих условий. Степень трансформации местообитаний животных в Саратовской области достигла уровня, когда возникает угроза значительной деградации или полной утраты ряда естественных природных комплексов. В первую очередь это относится к водным и околоводным экосистемам. Затопление и распашка пойм Волги и других крупных рек области оказались губительными для многих видов животных. Из-за пренебрежения экологическими требованиями при проведении лесохозяйственных работ, особенно рубок леса, неумеренной рекреационной нагрузки, стремительно утрачиваются комплексы местообитаний крупных хищных птиц. Монокультура зерновых, неэкологичные технологии обработки земель и интенсивный выпас скота привели к значительному сокращению экологической емкости естественных местообитаний дрофы, стрепета, других гнездящихся на земле птиц и сурков. Новые тенденции в отношении собственности на землю требуют срочных мер для придания сохранившимся в области участкам ненарушенных или слабонарушенных поволжских степей статуса особо охраняемых территорий.[20] В последнее время наметилась тенденция некоторого улучшения качества среды обитания животных, обусловленная работами по увеличению площади лесов, выводу из интенсивного использования некоторых сельхозугодий и общим сокращением поголовья крупного и мелкого рогатого скота. Однако проблемы в целом это не решает.[21] Радикальным методом приостановления прогрессирующего обеднения биологического разнообразия животного мира области явилось учреждение Красной Книги Саратовской области, в которую внесено 155 редких и исчезающих видов диких животных. Сохранение этих видов требует достоверной оценки их качественного и количественного состояния, что всецело относится и ко всем объектам животного мира. К сожалению, в области до сих пор не существует единой системы слежения за состоянием животного мира. Отдельные ведомства и организации, заинтересованные в инвентаризации эксплуатируемых ресурсов или обязанные контролировать состояние животных, угрожающих здоровью и хозяйству человека, осуществляют тот или иной уровень мониторинга. Однако эти данные носят разрозненный характер, многие из них имеют большие погрешности или откровенно недостоверны, сами учеты работы, в последнее время, существенно сокращаются из-за недостатка средств. В целом возникла настоятельная потребность в принятии ряда нормативных документов, регламентирующих порядок проведения учета объектов животного мира в Саратовской области, унифицирующих методы обработки данных, порядок хранения и представления информации. Госкомэкологии Саратовской области совместно с Саратовским государственным университетом им. Н.Г. Чернышевского, Саратовским филиалом института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцева РАН, Управлением охотничьего хозяйства области, областной станции защиты растений, областным Обществом охотников и рыболовов, Союзом охраны птиц (Саратовский филиал) и Министерством здравоохранения области осуществляют сбор и обработку мониторинговой информации по соответствующим группам животных области. Одним из эффективных методов сохранения биологического разнообразия животного мира является расселение диких животных. В Саратовской области в прошедшем году силами областного охотничьего управления и Областного общества охотников и рыболовов при финансовой поддержке Облкомэкологии, в рамках внутриобластного переселения, были отловлены, а затем выпущены в соответствующую среду 148 сурков, 9 пятнистых оленей и 14 диких кабанов. Животные выпускались с целью создания новых популяций и увеличения их ареалов внутри области. Однако необходимо отметить, что в последние годы расселение животных в ряде случаев имело низкий экологический эффект. К примеру, не удалось создать устойчивые популяции кабана в Саратовском, и пятнистого оленя в Вольском районах. Это связано с тем, что значительно понизилось качество подготовительных работ. Нет единой областной программы по акклиматизации, реакклиматизации и расселению диких животных, практически не проводятся предварительные обследования перед выпуском и не анализируются результаты выпуска животных.[22] В связи с этим целесообразно разработать ряд регламентирующих документов и повысить эффективность работы органов экологического контроля. 3.2. Органы государственного экологического контроля в Саратовской области и результаты их деятельности Осуществление государственного контроля за состоянием окружающей среды и использованием природных ресурсов, за соблюдением норм экологической безопасности производит инспекторская служба комитета. Действуют отделы госконтроля по охране земельных ресурсов и недр, охране водных ресурсов и рыбных запасов, охране атмосферного воздуха, охране растительного и животного мира и заповедных территорий, охране окружающей среды от отходов производства и потребления, имеется также специализированная инспекция аналитического контроля с двумя филиалами в гг. Балашове и Балаково.[23] В каждом районе области обязанности государственных инспекторов выполняют председатели и специалисты райкомитетов по охране окружающей среды. В 2000 году: Ø были усилены государственный контроль за соблюдением природоохранного законодательства потенциально опасными субъектами; проверка соблюдения экологических требований при эксплуатации продуктопроводов (нефтепроводов, газопроводов и аммиакопровода); Ø ужесточены санкции к нарушителям природоохранного законодательства при невыполнении природоохранных мероприятий, предписаний; Ø применялись постановления о наложении штрафных санкций и приостановке деятельности предприятий, цехов, участков и другие мероприятия, направленные на решения вопросов по стабилизации экологической остановки в Саратовской области. Всего инспекторскими службами Госкомэкологии Саратовской области обследовано 3744 предприятия, проведено 9478 проверок, из которых 6982 выявили нарушения экологических требований законодательства РФ. По выявленным нарушениям составлено 5758 протоколов, выдано 2500 обязательных предписаний, предъявлены штрафные санкции на сумму 2353, 0 млн. рублей, приостановлена производственная деятельность 130 объектов. Большая часть нарушений приходится на захламление земель отходами производства и бытовыми отходами, загрязнение земель нефтепродуктами. Основными загрязнителями земель являются нефтедобывающие эксплутационные предприятия ОАО "Приволжские магистральные нефтепроводы".[24] Контролировалась работа по ликвидации загрязнения земель в результате аварий на нефтепроводах (в Красноармейском 2,5 га, саратовском – 1,3 га, Энгельсском – 4,4 га и других районах). Проведена инвентаризация земель, загрязненных нефтепродуктами на АЗС по районам, выявлено 50 га загрязненных земель. Осуществляется контроль за выполнением мероприятий по ликвидации последствий загрязнения авиационным керосином территории, прилегающей к в/ч 06987 г. Энгельса. В результате целенаправленного экологического контроля за деятельностью природопользователей области сокращен сброс загрязненных и недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водоемы на 2030,6 тыс. м3/год. Проведена работа по выносу животноводческих строений из водоохранных зон малых рек, очищены прибрежные полосы рек Алтай, Литвинке, Волгоградского водохранилища и т. д. осуществляется оперативный контроль за охраной животного и растительного мира. Организован контроль за работой по обеспечению рациональной безопасности на территории Саратовской области.[25] С целью усиления государственного контроля за соблюдением природоохранного законодательства потенциально опасными объектами и крупными предприятиями введено в практику работы комитета проведение комплексных проверок. В 2000 году их проведено более 300. В ходе комплексных проверок выявлено около 900 нарушений природоохранного законодательства, по которым составлены протоколы, акты, обязательные предписания, наложено свыше тысячи штрафных санкций на должностных и юридических лиц. Ужесточены санкции к нарушителям природоохранного законодательства вплоть до приостановки деятельности предприятий, цехов, участков. В Саратове работает экологическая милиция, осуществляющая контроль за токсичностью отрабатывающих газов автомобилей. Решается вопрос о создании экологической милиции в Балашовском, Балаковском и Энгельсском комитетах.[26] Государственный экоаналитический контроль за качеством сточных, поверхностных и подземных вод, соблюдением нормативов ПДВ/ПДС, содержанием загрязняющих веществ в почве, достоверностью экоаналитического контроля на предприятиях осуществлялся Саратовской, Балаковской и Балашовской специализированными инспекциями государственного контроля и анализа (СИГЭКиА). За 2000 год этими подразделениями проведено 495 проверок на 244 объектах – природопользователях. Проведено обследование работы очистных сооружений (в гг. Балашове, Энгельсе, Саратове, Красноармейске и др.), качества воды в родниках, обследованы все предприятия, стоки которых поступают в коллектор Глебучева оврага, проведен эксперимент по установлению токсико-экологической нагрузки сточных вод Глебучева оврага на Волгоградское водохранилище, велась проверка достоверности экоаналитического контроля за качеством сбрасываемых стоков и промышленных выбросов в атмосферу на предприятиях, обследован 81 объект на содержание загрязняющих веществ в почве.[27] ЗАКЛЮЧЕНИЕ Охрана и контроль за рациональным использованием животного мира в настоящее время не дань моде и даже не просто забота о перспективе будущего развития. Это насущная необходимость уже в настоящее время, обусловленная дестабилизацией экологической ситуации, ее резким осложнением, продолжающейся деградацией природных систем. Проблема экологического неблагополучия представляет сейчас реальную угрозу самим биологическим основам здоровья и жизнедеятельности страны. Правовая база охраны окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов в настоящее время еще плохо сформирована. К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время Правительство Российской Федерации не имеет четкой концепции в области охраны природы и, в частности, животного мира. Принятая 1 апреля 1996 г. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденная Указом Президента Российской Федерации в которой проблемам экологии уделяется достаточно большое внимание, в настоящее время пока остается только на бумаге. Между тем, слова Мориса Стронга о том, что «или будет спасен весь мир, или погибнет все цивилизация»[28] особенно актуальны в настоящее время применительно к проблемам охраны окружающей природной среды. При анализе темы курсовой работы выявлены некоторые недостатки организации системы специализированных органов экологического контроля: Ø дублирование функций и задач; Ø размытость формулировок, описывающих полномочия органов и должностных лиц; Ø сложность и неэффективность взаимодействия федеральных и региональных органов с территориями непосредственно. Все это доказывает, что Россия сегодня, как никогда, нуждается в хорошо развитом экологическом законодательстве, в скоординированных правовых действиях органов власти и управления в центре и на местах. Сегодня необходимо дать больше свободы местному законотворчеству, способность которого в создании хорошо организованных структур в сфере охраны животного мира на много выше, чем у федерального центра. Ярким примером такой структуры является система органов экологического контроля Саратовской области. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды"//Российская газета, 1999, 4 февраля. 2. Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды"//Собрание законодательства РФ 1999. – № 3. 3. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сборник законов. 4. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о федеральной службе лесного хозяйства России"//Российская газета, 1994 г., 29 июля. 5. Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. 6. Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. 7. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. 8. Федеральный закон "О местном самоуправлении в РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. 9. Доклад о состоянии окружающей среды Саратовской области в 2000 году. – Саратов, 2001. 10. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. – М.: Юристъ, 1998. 11. Лори А. Живой океан. – Л., 1976. 12. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., 1995. 13. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. – М.: Институт международного права и экономики. Изд. "Триада, Лтд", 1997. 14. Федоров В.В. Органы государственной власти и управления в области охраны окружающей среды//Тенденции развития государственной службы в российских регионах. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (11-12 марта 1997 года). – Саратов: Издательство ПАГС, 1998. 15. Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. – М.: Институт международного права и экономики. Изд. "Триада, Лтд", 1997. [1] Лори А. Живой океан. – Л., 1976. С. 4. [2] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: Юристъ, 1998. – С. 232-233. [3] Экологическое право России: Учебник. Под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. – М.: Институт международного права и экономики. Изд. "Триада, Лтд", 1997. – С. 357-358. [4] Там же. – С. 358. [5] Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды"//Российская газета, 1999, 4 февраля. – С. 4. [6] Постановление Правительства РФ "Вопросы Государственного комитета РФ по охране окружающей среды"//Собрание законодательства РФ 1999. – № 3. – С. 350. [7] Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве природных ресурсов РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сборник законов. – С. 167. [8] Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о федеральной службе лесного хозяйства России"//Российская газета, 1994 г., 29 июля. – С. 4. [9] Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. С. 214. [10] Постановление Правительства РФ "Об утверждении положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. С. 215. [11] Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник для высших юридических учебных заведений. М.: Юристъ, 1998. – С. 244. [12] Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. – С. 96. [13] Постановление Правительства РФ "О специально уполномоченных государственных органах РФ в области охраны окружающей природной среды"//Российская газета, 1994, 4 февраля. – С. 4. [14] Экологическое право: Учебник под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. – С. 59. [15] Экологическое право: Учебник под ред. Ермакова В.Д., Сухарева А.Я. – С. 359. [16] Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"//Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. – С. 17. [17] Федеральный закон "О местном самоуправлении в РФ"// Экологическое законодательство РФ: Сб. законов, 1998. – С. 19. [18] Доклад о состоянии окружающей среды Саратовской области в 2000 году. – Саратов, 2001. [19] Там же. – С. 94. [20] Там же. – С. 94. [21] Там же. – С. 95. [22] Там же. – С. 97. [23] Там же. – С. 102. [24] Там же. – С. 103. [25] Там же. – С. 103. [26] Там же. – С. 105. [27] Там же. – С. 105. [28] Марченко М.Н. Теория государства и права. – М., 1995. С. 120. |
|
|
|